В своем выступлении глава правительства Дмитрий Медведев подчеркнул масштабность работы, которую нужно будет выполнить в будущем году. Правительство утвердило изменения в транспортной стратегии. Речь идет о повышении качества услуг, конкурентоспособности всей системы, снижении издержек, улучшении корпоративного управления, улучшении прозрачности потоков, ну и конечно, усилении инновационного, социального и экологического векторов развития транспортной отрасли. В 2015 году минтрансу нужно будет работать активнее в этом направлении, прежде всего развивать автодорожную сеть нашей страны - строить и реконструировать автомобильные дороги федерального и регионального значения. Нужно увеличивать мощность морских портов, продолжать строительство объектов их инфраструктуры, в том числе в портах Ванино, Оля, Сабетта и в других местах.
В планах - модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, с тем чтобы уже в следующем году их пропускная способность была увеличена. Нужно продолжить работу по налаживанию регионального авиасообщения, увеличению количества аэропортов. Реконструкции ожидает целый ряд аэропортов - и Волгоград, и Уфа, и Владикавказ, и другие. В следующем году предстоит завершить проектирование, начать строительство транспортного перехода через Керченский пролив.
Глава минтранса Максим Соколов подробно остановился на подготовке транспортной инфраструктуры к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Между городами-участниками планируется перевозка более 3,5 млн болельщиков. Будет увеличена пропускная способность аэропортов, построены новые станции метрополитена, отремонтированы объекты уличной дорожной сети.
Модернизация международного аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге повысит его пропускную способность с 2600 пассажиров/час до 3120 пассажиров/час. Также благодаря реконструкции и модернизации будет увеличена пропускная способность в аэропортах Москвы, Калининграда, Нижнего Новгорода, Казани, Саранска, Екатеринбурга, Самары, Волгограда. В Ростове-на-Дону будет специально построен новый аэропорт, который позволит к 2018 году обслуживать 2000 пассажиров в час.
Экономист Владимир Мау считает, что сейчас Россия проходит через три разных кризиса - это глобальный кризис, с которым сталкиваются все развитые страны, циклический кризис, то есть низкая фаза инвестиционного цикла, и внешний шок. В Послании президента говорится о том, что в этой ситуации нужно делать. На языке экономики это значит: переход от экономики спроса к экономике предложения, от экономики стимулирования расходов к экономике, в основе которой лежит стимулирование производства. Это свобода предпринимательской деятельности, стабильность налоговой системы, стабильность макроэкономики и равноправное сотрудничество государства и бизнеса. Старший вице-президент ВТБ Юрий Молчанов предлагает создать в Москве площадку, на которой регионы могли бы представлять свои инвестиционные проекты, а заинтересованные компании проводить дополнительную экспертизу и оценивать их эффективность.
Директор департамента проектного и структурного финансирования Газпромбанка Павел Бруссер отметил, что по максимальному сценарию инвестиции в транспорт должны составить около 70 трлн рублей, из которых порядка 40 трлн - это внебюджетные источники. "Но, по нашим данным, долговая емкость системообразующих банков страны и государственных пенсионных фондов составляет только 11-15 трлн руб. Это меньше, чем треть того, что необходимо инвестировать, - отметил он. - Необходимо создать вторичный рынок концессионных проектов. Часть проектов экономически структурировано под инфляцию. Этим инструментом обладают пенсионные фонды, но не обладают банки. Чтобы улучшить финансирование инфраструктурных проектов, необходимо решить вопрос с инфляционным фондированием банков, которые участвуют в финансировании банковских проектов".