Соответствующие поправки в Уголовный кодекс предложил сенатор Константин Добрынин. Проект дополняет статью 293 "Халатность" специальным пунктом, наказывающим именно за попустительство терроризму. Под статью тогда могут попасть чиновники или должностные лица, что-то сделавшие спустя рукава. Или вообще не сделавшие. И это помогло террористам совершить задуманное.
По словам Константина Добрынина, наиболее жестокие и громкие террористические акты, преступления, связанные с захватом заложников и др., чаще всего становятся возможными в результате коррупционных проявлений, либо ненадлежащего исполнения должностных обязанностей теми или иными лицами.
"Введение уголовной ответственности за небрежное исполнение должностных обязанностей, приведшее фактически к возможности совершения преступления террористической направленности, не только позволит повлиять на причины этого вида преступности, но и положительно скажется на уровне коррупционных проявлений в принципе", говорит он.
Согласно действующей редакции статьи "Халатность", как утверждает автор законопроекта, необходимо установить точную связь между халатной работой должностных лиц и смертью двух и более лиц. Примеры, когда за халатность судили правоохранителей, допустивших теракты, есть. Скажем, несколько лет назад за халатность осудили сапера полиции, который в ходе обследования стадиона перед большими соревнованиями не обнаружил бомбу. А она там была, и от взрыва пострадали десятки людей.
Однако, по словам Константина Добрынина, закон сегодня не охватывает ситуации косвенного способствования совершению преступлений или как говорит об этом теория уголовного права "прикосновенности" к преступлению. "Факт взяточничества же в данном случае практически недоказуем из-за недоступности взяткодателя", говорит сенатор.
Скажем, остановленные на дороге террористы-смертники дали деньги полицейскому, чтобы отпустил их с миром. А они шли на терракт. Доказать взятку потом очень трудно, ведь тех, кто давал взятку, уже нет в живых, и они никаких показаний не дадут. Да и свидетелей как правило в таких случаях не бывает. Единственное, за что можно привлечь правоохранителя: за халатность, что не сделал все, что положено.
Кстати, впервые предложение ввести особое наказание за попустительство террористам прозвучало еще вначале этого года. Тогда многие правоведы обратили внимание, что формулировки допускают широкую трактовку, а это для уголовного закона недопустимо. Поэтому доработанный проект детально прописывает, что именно понимать под попустительством терроризму.
"Поправка, предложенная нами, она сложная, и как любая сложная и нужная деталь - она скучная, ведь в терроре у нас разбираются все, как и в футболе. И нюансы права никому не интересны, но именно нюансы влияют существенно на нашу жизнь, - сказал "РГ" сенатор Константин Добрынин. - Поэтому, если совсем коротко, то мы предлагаем ввести в уголовный кодекс своего рода ультраквалифицированную халатность, логика простая: ты сотрудник, ты не исполняешь обязанности, взорвалось, ты сел. Точка. Потому что, по причине, в том числе и этого, случился теракт и потому что ты своей халатностью попустительствовал тяжкому преступлению".
В понедельник проект будет направлен в правительство России и Верховный суд России.