23.12.2014 12:30
Общество

Рогозин назвал запуск "Ангары" достойным ответом на санкции

Текст:  Наталия Ячменникова
Новейшая тяжелая ракета "Ангара-5" стартовала с космодрома Плесецк и успешно вывела на орбиту макет космического аппарата, выполнив все задачи первого испытательного пуска. Машина новая, тяжелый класс. Страна давно не делала такие. Ее запуск еще раз доказал: Россия была и остается ведущей космической державой, способной решать самые сложные задачи освоения космоса.
Читать на сайте RG.RU
Первый пуск ракеты тяжелого класса "Ангара-А5"

"Ангара-5" стартовала в 08.57 мск с космодрома Плесецк. Через 12 минут от ракеты-носителя отделился головной блок, состоящий из весового макета космического аппарата и разгонного блока "Бриз-М". Разгонный блок выведет макет на геостационарную орбиту высотой 35,8 тысячи километров.

 "У России появился новый современный и экологически чистый носитель тяжелого класса", - подчеркнул руководитель Роскосмоса Олег Остапенко. - Я поздравляю всех, кто был причастен к этому запуску и созданию этой ракеты - конструкторов, инженеров, рабочих, военных. Благодарю вас за ваш самоотверженный труд".

"Успешный испытательный пуск тяжелой космической ракеты "Ангара-5А" открывает новые перспективы для российской космонавтики, - считает глава Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК) Игорь Комаров. - Россия выходит на новый уровень. "Ангара" открывает широкие возможности для освоения космоса, поддерживая экологию на Земле. Пуск "Ангары" - общий успех".

Иванов: Россия сможет выводить любые полезные нагрузки на орбиту

Ракета "Ангара-5" - первая российская ракета-носитель тяжелого класса, разработанная целиком в постсоветский период. Она сможет выводить на низкую околоземную орбиту аппараты массой до 24 тонн, и до 4 тонн - на геостационарную орбиту. Пуск испытательный, но сразу на геостационарную орбиту.

Обычно, когда испытываются даже самые последние версии ракет тяжелого класса, те же "Атласы", "Дельты", "Арианы", они выводятся просто на низкую орбиту. Почему "Ангару-5" отправили сразу на геостационарную? "Принято решение отработать сразу всю трассу полета, - рассказал в эксклюзивном интервью  "Российской газете" накануне старта главный конструктор "Ангары", первый заместитель генерального директора ФГУП "ГКНПЦ им. М.В. Хруничева", доктор технических наук Александр Медведев. - И это хорошо. Но, если честно, раз летим так высоко, я бы поставил реальный космический аппарат".

Именно с "Ангарой" Россия связывает самые серьезные космические перспективы. Не случайно создание этого ракетного комплекса объявлено задачей особой государственной важности. Что самое главное? Начало полетов "Ангары" позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечит независимый гарантированный доступ в космос.

Все основные компоненты "Ангары" отечественные. Как подчеркнул тот же Александр Медведев, в России есть серьезная программа по импортозамещению. Поэтому даже те элементы, которые сегодня еще вынуждены закупать за рубежом, скоро будут наши, отечественные. Не только по элементной базе, но и по другим составляющим. В частности, со следующего года шар-баллоны будут отечественные. "Как ни странно звучит, санкции очень помогают, подчеркнул Александр Медведев. - Мы еще не успели сесть на "зарубежную иглу". Надо вернуться к собственному производству. И мы это быстро сделаем.

Запуск "Ангары-5" - это достойный ответ на западные санкции, который открывает России путь для освоения космоса, - об этом заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин на заседании межведомственной комиссии по внедрению системы "Безопасный город". По его словам, перевернута очень важная страница в развитии технологий, создана в новых условиях новая модульная ракета.

Александр Медведев: Россия давно не делала тяжелых ракет класса "Ангары"

Да, уникальность "Ангары" в ее модульности. То есть как в Лего, на одной основе можно собирать ракету из разного количества блоков: легкую, среднюю, тяжелую.  Но мало кто знает, что "отцом-родителем" модульного принципа был именно Александр Медведев. Научная разработка системы ракет "Ангара", а именно методология создания унифицированного ряда ракет-носителей, стала в свое время основой его докторской диссертации.

Именно модульность делает ракету "Ангара" экономически очень эффективной. Поскольку повторяются одинаковые модули, то она станет гораздо дешевле примерно уже к десятому пуску.

Кстати, когда создавалась "Ангара", то одним из основных вопросов был выбор двигателей. По мнению экспертов, на новой ракете стоит двигатель РД-191 - один из самых лучших в мире. Он еще и многоразовый, может использоваться до десяти и более раз.

Первый запуск тяжелой "Ангары" с космодрома Восточный должен состояться в 2021 году. В основном это связано с тем, что нужно построить огромную наземную инфраструктуру. На космодроме для "Ангары" будет отдельный стартовый и технический комплексы. Сейчас идут подготовительные работы, чтобы со следующего года начать строительство. Уже выданы соответствующие исходные данные, готовятся организационные документы и т. д.

По мнению Александра Медведева, было бы странно, если бы такой носитель, с такими возможностями не выводил на орбиту людей. Это возможно для реализации и лунной программы, и межпланетной. Хотя, конечно, пилотируемая ракета - особая. Требуются дополнительные системы, в том числе в двигателях, для того чтобы обезопасить экипаж от аварийных ситуаций. Это касается не только ракетной, но и наземной части. Однако Хруничев несколько лет назад проработал возможность превращения этой ракеты для запуска космонавтов. "Проделан большой объем работ, и мы не видим причин, чтобы из этой ракеты не сделать пилотируемую" - подчеркивает Медведев.

Главный конструктор ракеты-носителя "Ангара-5" Александр Медведев
Космос Архангельская область Вице-премьеры Северо-Запад