По словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, сейчас наблюдается активный рост электронного взаимодействия в госсекторе и в бизнес-среде. Чтобы добиться максимального распространения этого инструмента, необходимо сделать использование квалифицированной электронной подписи (ЭП) простым и понятным и обеспечить универсальность ЭП для ее применения в любых правоотношениях, как это происходит с паспортом или с собственноручной подписью человека.
Законопроект содержит положения, которые позволят создать доступные механизмы обеспечения доверия к ЭП в виде системы удостоверяющих центров (УЦ), соответствующих установленным требованиям, применяющих технологию усиленной квалифицированной ЭП. Для создания такой системы предусматривается повышение финансовой ответственности УЦ за невыполнение обязанностей, установленных законодательством. Важной новеллой является закрепление возможности УЦ получать информацию из государственных информационных ресурсов для установления личности заявителей и проверки представленной ими информации.
Сейчас для выпуска сертификата УЦ, согласно закону, обязан получить от обратившегося целый ряд документов. "Для примера, физическому лицу надо предоставить как минимум паспорт, СНИЛС и свидетельство ИНН, а для юридического лица список дополняется выпиской ЕГРЮЛ, свидетельством ОГРН и учредительными документами, - говорит руководитель проекта "Услуги Удостоверяющего центра" компании "СКБ Контур" Никита Баранов. - От корректности действий УЦ зависит дальнейший юридический статус всех документов подписанных ЭП, а это могут быть договоры на очень большие суммы. Поэтому УЦ обязан удостовериться, что все предоставленные документы являются оригиналами, создать их копии и организовать их хранение. Подключение к системе поможет, во-первых, в том, что часть документов мы сможем собирать в электронном виде непосредственно в соответствующем ведомстве. Во-вторых, мы сможем в режиме онлайн проверять действительность данных с подтверждением госорганов. А в-третьих, нам не придется делать и хранить копии документов".