30.12.2014 00:48
Digital

Специалисты из России и Франции обсудили развитие "умных городов"

В России и Франции свои подходы к удобству жизни горожан
Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №50 (979)
Смарт сити в Москве и Кальвадосе - это две большие разницы, как выяснилось во время коллоквиума в посольстве Франции, где чиновники, представители бизнеса и общественных организаций пытались определить, что обязательно должно быть в "умном городе".
Читать на сайте RG.RU

По мнению руководителя проекта "Агентство городского развития "Умный город" Павла Жданова, сейчас на первый план выходят вопросы умного управления, а именно разработка стратегических планов развития территорий. Дело в том, что со стратегическим планированием в регионах просто беда - эксперты считают, что оно практически не работает. Он также призывал адаптировать в городской среде ИТ-решения и решить вопросы энергосбережения.

Владивосток станет "умным городом"

Как такового стандарта "умного города", по мнению эксперта, нет, есть лишь движение к удобству жизни горожан. С ним согласен и начальник управления отраслевых проектов департамента информационных технологий Москвы Кирилл Кузнецов. Он рассказал об электронном атласе Москвы, где можно найти сервисы, которых нет даже в Гугле. Этот полезный сервис поможет виртуально измерить любое здание, чтобы коммунальным компаниям, к примеру, можно было без хлопот проверить, как отремонтирован фасад. А совсем недавно был запущен навигационно-туристический проект "Узнай Москву", где собрана информация по 860 объектам, более 500 домов снабжено QR-кодом (quick response - быстрый отклик).

Руководитель европейских программ Cap Digital Вера Овчаренко сообщила, что согласно планам французского правительства по инвестициям в программы "умного города" 5 млрд евро в год планируется потратить на развитие транспортных услуг, еще столько же - на модернизацию городов и 20 млрд евро - на развитие суперскоростного Интернета. Последняя цифра объясняется тем, что сегодня во Франции доля сектора цифровых технологий составляет 4% от ВВП (72 млрд евро), а к 2015 году она достигнет 5,5%.

По ее словам, проект "умный город" во Франции - это прежде всего решение транспортных проблем. К примеру, во многих городах на остановках устанавливаются цифровые табло, которые показывают, через какое время должен прибыть следующий автобус. Подобные технологии для нас давно не в диковинку - по крайней мере в центре Москвы такие табло на остановках общественного транспорта уже работают.

На IT-форуме обрисовали перспективы "умных" городов в России

Эрик Гужу из небольшого курортного городка Кальвадоса рассказал, что для них проблемой стало оперативное оповещение населения в случае снегопада. Для этого была разработана программа для смартфона, которая и была взята на вооружение местными властями. Теперь, по заверению Гужу, проблема информирования населения о метеопрогнозе решена.

Во Франции также наблюдается стремительный рост спроса на умные электросчетчики, запущен первый этап внедрения "Умных сетей электроснабжения" - smart grids. Компанией ERDF, занимающейся распределением электроэнергии, предусмотрена установка 35 млн счетчиков Linky до 2020 года, которая в свою очередь, по данным Евростат, будет генерировать продажи счетчиков и другого оборудования почти на 50 млрд евро.

В России же сбор данных является проблемой, так как, по словам Кирилла Кузнецова, сейчас счетчики не принадлежат городу, а находятся в собственности ресурсоснабжающих организаций. Представители операторов сотовой связи, присутствующие на коллоквиуме, тут же предложили свою помощь по сбору данных со счетчиков.

Во время коллоквиума специалисты из России и Франции смогли обменяться опытом в сфере инновационных технологий и решений для "умного города". Начальник отдела проектного моделирования ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" Антон Меньшутин рассказал о новых источниках данных для градостроительной деятельности Москвы. Сотрудники института анализируют нагрузку на вышки сотовой связи. В результате получают статданные с точностью в диапазоне 500 на 500 метров, и за каждые полчаса. Так, к примеру, выяснилось, что 30% населения мегаполиса фактически проживает вблизи МКАД, а летом в Москве на 2 млн человек меньше, чем обычно. Эти исследования институт начал проводить только в этом году, и, как отметил Антон Меньшутин, помимо анализа необходимо еще построить прогнозы, чтобы можно было из этих данных построить модели развития ситуации.

Технологии