Безусловно, повлияет на работу предпринимателей в 2015 году введение налогообложения прибыли иностранных компаний, контролируемых российскими налоговыми резидентами. В целом идея заслуживает одобрения, полагает Артем Борисов, юрист адвокатского бюро "Плешаков, Ушкалов и партнеры": "В частности, вводится понятие "налоговое резидентство" для организаций. Новая статья 246.2 НК РФ устанавливает, что под резидентами будут пониматься иностранные организации, местом фактического управления которыми является Россия". В дополнение к этому определяется порядок налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании (КИК). В 2015 году облагаться налогом на прибыль или НДФЛ будет прибыль КИК, если она составила более 50 млн рублей в год. Изменение преследует две цели. Во-первых, борьба с выводом прибыли компаний через офшорные юрисдикции. Во-вторых, повышение прозрачности российского корпоративного управления, поскольку налогоплательщик обязан информировать фискалов об участии в КИК. Поправки существенно повлияют на деятельность бизнеса, уже сейчас многие компании переформатируют свои структуры в соответствии с новыми правилами. Закон, кардинально меняющий представление о налогообложении компаний и прибыли, находящихся за рубежом, с большой вероятностью может привести к оттоку иностранных инвестиций, добавляет Денис Зайцев, старший юрист DS Law.
В наступившем году налоговики получили право во внесудебном порядке взыскивать суммы налога, не превышающие 5 млн руб., с лицевых счетов компаний. Также, если компания опоздает со сдачей декларации больше чем на 10 дней, налоговые органы смогут заблокировать ее расчетный счет. "Операции по счету также могут приостановить и в том случае, если организация не отправит в срок подтверждение о том, что получила электронные документы от налоговиков: требование о представлении документов или пояснений и уведомление с приглашением в ИФНС", - рассказала "РГБ" Оксана Туманова, адвокат МКА "Князев и партнеры".
Также налоговики смогут осматривать территорию и помещения налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки.
"Однако осмотр при камеральной проверке может проводиться только в определенных случаях. Например, если выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению", - говорит Кирилл Горбатов, партнер адвокатского бюро "Юрлов и партнеры".
В любом случае введенное право противоречит смыслу камеральной (т.е. документальной) проверки, вследствие чего давление на бизнес может быть неоправданно увеличено, уверен Денис Зайцев.
Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, декларации по НДС должны будут представлять в электронной форме. Такая обязанность возникает в том случае, если они будут выставлять или получать счета-фактуры при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе посреднических договоров или в определенных случаях на основе договора транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика, отметила Оксана Туманова.
Сильно ужесточается и налоговое администрирование НДС. Вступают в силу поправки, предусматривающие расширенное декларирование операций НДС. "Налогоплательщики будут включать в декларации не только обобщенные сведения о совершенных операциях, но и детализированную информацию о заключенных сделках - наименования контрагентов, реквизиты счетов-фактур и т.п. Новые декларации могут состоять из нескольких сотен листов. Одновременно расширяются права налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок по НДС. Цель этих поправок - борьба с фирмами-"однодневками" и декларированием фиктивных вычетов по НДС. Однако их введение значительно увеличит нагрузку на бизнес", - говорит Егор Батанов.
Изменилась и упрощенная система налогообложения (УСН). С 1 января 2015 года освобождение от уплаты налога на имущество организаций при применении УСН не распространяется на объекты недвижимости, в отношении которых база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. В соответствии с п. 1 ст. 378.2 НК РФ к этому имуществу относятся, в частности, административно-деловые и торговые центры, а также нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания. Это приведет к ухудшению условий ведения бизнеса для ИП, микро- и малых предприятий, убежден Денис Зайцев. "Таким образом, с одной стороны налогоплательщики, давно применяющие УСН, лишаются одного из предоставленных НК РФ преимуществ. С другой стороны, закрывается возможность ухода от уплаты налога на имущество по кадастровой стоимости теми недобросовестными лицами, которые хотели перейти на систему УСН, чтобы избежать его уплаты", - отмечает Кирилл Горбатов.
В 2015 году отменяются требования по нормированию сумм процентов, которые могут быть включены в расходы при исчислении налога на прибыль организаций по большинству видов сделок. "Отмена требований по нормированию позитивно скажется на предприятиях, особенно сейчас - в условиях экономической нестабильности и резкого роста процентных ставок по займам. Государство постепенно переходит к более сложным методам контроля над ценообразованием в кредитных операциях - институту трансфертного ценообразования", - считает Егор Батанов, партнер юридической компании "Некторов, Савельев и партнеры".
Появляется новый вид налогового контроля. С 1 января 2015 года НК РФ дополнен разделом "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга". "Организация по своему согласию открывает для инспекции доступ к данным бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы контролируют учет в течение каждого квартала, а камеральные проверки деклараций не проводят. Также в течение действия налогового мониторинга налоговый орган не вправе совершать выездную проверку. Заявление о проведении налогового мониторинга представляется организацией в налоговый орган не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг", - пояснил Артем Борисов. Однако не любая организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, а лишь та, которая соответствует ряду условий, связанных с финансовой деятельностью организации. Например, мониторингом могут воспользоваться компании, чей совокупный доход за предыдущий год составил минимум 3 млрд руб., а сумма уплаченных налогов (НДС, НДПИ, налога на прибыль и акцизов) - не менее 300 млн руб.
С 1 июля 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе вводится торговый сбор. Его цель - улучшить ситуацию с региональными и муниципальными бюджетами. Плательщиками такого сбора признаются организации и ИП, осуществляющие торговую деятельность с использованием объектов движимого и недвижимого имущества. "Ставки сбора устанавливаются в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь, но при этом не могут превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением патентной системы налогообложения. Сбор усиливает фискальную нагрузку на малый и средний бизнес, что в условиях экономического кризиса приведет к окончательному сокращению и без того невысокого уровня предпринимательской деятельности", - полагает Артем Борисов.
Также с 2015 года операции по реализации имущества должника, признанного банкротом, не являются объектом обложения НДС (пп. 15, п. 2 ст. 146 НК РФ). До этого существовали разные позиции (налоговых и судебных органов) о том, кто в данном случае является плательщиком НДС: покупатель или продавец в лице конкурсного управляющего. Внесение соответствующих изменений устранило путаницу, отмечает Кирилл Горбатов.