20.01.2015 11:55
Культура

Министерство культуры передумало запрещать фильмы, "содержащие угрозу"

Текст:  Валерий Кичин
Министерство культуры уже не намерено запрещать прокат фильмов, содержащих "материалы, информацию, сведения, порочащие национальную культуру, создающие угрозу национальному единству и национальной безопасности, а также подрывающие основы конституционного строя Российской Федерации". Об этом сообщило информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на неназванного представителя министерства.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Левиафан"

Как известно, это постановление правительства РФ должно было вступить в силу с 1 января 2015 года, но, к счастью, его отложили. Беда была в том, что предложенную формулировку можно толковать как душеньке угодно, столь она широка и неопределенна, такой простор оставляет для любых субъективных мнений, тут же способных стать мнением государственным и приобрести силу закона. Человек, смутно представляющий себе, что такое искусство и какую работу оно производит в душах людей, легко может отнести к разряду порочащих Россию многие произведения русской классики от Радищева, Гоголя, Лермонтова и Пушкина до Салтыкова-Щедрина и Бунина, с горечью и болью писавших о своей родине весьма жестко. Излишняя широта толкования государственного документа всегда открывает шлюзы невежеству и волюнтаризму - именно поэтому проект этого постановления критиковали в прессе за его юридическую расплывчатость и потому - его опасность для того самого общества, интересы которого документ призван защищать.

"Левиафан" Андрея Звягинцева вошел в шорт-лист номинантов "Оскара"

Можно предположить, что сама эта формулировка явилась на свет в результате некоторой паники, порожденной в головах появившимся в интернете фильмом Андрея Звягинцева "Левиафан". Фильм, следующий лучшим традициям русского критического реализма, показал нам историю современного "маленького человека" в столкновении с государственной машиной, представленной коррумпированным мэром и поддерживающим его священнослужителем. Историю, которая, в сущности, сродни гоголевской "Шинели", изучаемой в школах. Но школьные уроки быстро забываются, и наши наиболее бдительные соотечественники восприняли "Левиафан" едва ли не как вражескую вылазку, которая теперь срывает аплодисменты злорадствующего Запада. Уже зазвучало в интернет-отзывах слово "предатель", которым так легко оперировали невежды в годы травли Пастернака с его романом "Доктор Живаго" - ныне мировой классикой. Уже открылись было шлюзы тем самым политическим спекуляциям, которые способны уничтожить любое серьезное произведение искусства, как и самую возможность появления в России новых пастернаков, новых гениев и пророков. Проект постановления явился в самую пору, чтобы эти невежественные и опасные для любого художественного творчества наветы приобрели характер реального "общественного мнения", даже подобия "народного гнева". И возникла противоестественная, глупейшая ситуация, когда российское кино одерживает одну победу за другой, а в России его за это клеймят словами, которые, казалось, давно вышли из нашего употребления и воскрешают самые темные страницы отечественной истории. Любая победа национальной сборной по хоккею, любая победа отечественной поп-звезды на песенном конкурсе у нас становится всероссийским праздником, а здесь впервые за многие годы наш фильм вплотную приблизился к кинематографическому Олимпу - а на его родине это вызывает угрюмую подозрительность.

"Левиафан" получил "Золотой глобус" как лучший иностранный фильм

Юридические инструменты - дело обоюдоострое. Они должны быть отточены до микрона и безупречно сформулированы, не оставляя лазеек для субъективных толкований - иначе, как мы видим, закон оказывается способным работать и против законности, даже против Конституции, запрещающей в России цензуру. Поспешность разработки и принятия иных правительственных документов, вполне судьбоносных для дальнейшего развития страны, в последнее время вызывает обоснованную тревогу общественности, эксперты все чаще обращают внимание на их юридическую несостоятельность, и хорошо, если успевают притормозить назревающий абсурд в самую последнюю минуту. Как это и случилось с постановлением о "порочащих национальную культуру" фильмах. Здравый смысл в данном случае восторжествовал. Но сам этот прецедент напоминает о том, как далеко могут зайти законодательные инициативы, часто принимаемые, как признались недавно сами государственные чиновники, из невинного желания "обратить на себя внимание". Но почему у нас вдруг появилось такое количество ответственных людей, которых привлекает чисто геростратова слава, - этот вопрос остается открытым, и это действительно проблема национального единства и национальной безопасности.

Наше кино Минкультуры