Главе польского МИД пришлось не в первый раз давать ответ на вопрос, который в последние несколько дней будоражит общественность: почему президента России не пригласили на мероприятия, посвященные 70-летию освобождения концлагеря Аушвиц-Биркенау. Гжегож Схетына напомнил, что организацией нынешних мероприятий занимаются музей-место памяти Аушвиц-Биркенау и "Международный освенцимский совет" и в очередной раз подчеркнул: "Не было официальных приглашений. Комитет уведомил все государства о мероприятиях. Россияне выбрали такой вариант, что их на мероприятиях в Аушвиц будет представлять глава администрации президента Сергей Иванов. И это - их решение. Конечно, оно вписано в контекст трудных российско-польских отношений, но я не делал бы из этого большой политической проблемы". Тогда журналист процитировал главе польского МИД одного из деятелей польской "Солидарности", написавшего на днях: "Никакие политические споры, никакие дела и обвинения не будут оправданием для нашей мелочности, если мы не вышлем приглашения Владимиру Путину", и напомнил, что именно Россия является правопреемницей Советского Союза, а ведь это бойцы Красной армии открыли ворота в Освенцим! Министр ответил: "А, может, лучше сказать, пан журналист, что это был 1-й Украинский фронт, и это украинцы освобождали, потому что в тот январский день они там были и они открывали ворота концлагеря?" "Ну, это мы уже пытаемся как-то выкрутиться из этой ситуации" - констатировал журналист.
Из двух армий, освобождавших концлагерь Аушвиц-Биркенау, одна - 60-ая армия под командованием генерала Павла Курочкина - с ноября 1943 года действительно воевала на территории Украины, а вот 59-я армия под командованием генерала Ивана Коровникова была переброшена в Польшу из Выборга, а в состав 1-го Украинского фронта она была включена 2 декабря 1944 года. Все это, впрочем, не имело никакого значения, потому что речь шла о гражданах одной страны, которая воевала против одного врага - фашизма. И все наши победы - общие. А сегодня в Польше хотят отнять у нас Победу.
Любопытно, что министр иностранных дел Гжегож Юлиуш Схетына - историк по образованию, окончил философско-исторический факультет. Впрочем, его призванием со студенческих лет была политика. В 2001 году он стал одним из лидеров правящей сегодня партии "Гражданская платформа". В первом правительстве Дональда Туска, сформированном в 2007 году, он стал вице-премьером, министром внутренних дел и администрации. В 2009 году подал в отставку, затем возглавил партийные структуры "Платформы" в Сейме. В 2010 году был избран спикером Сейма. А после выборов 2011 года, в которых "Платформа" снова победила, резко пошел на понижение - возглавил комиссию по международным делам нижней палаты парламента. Это дало наблюдателям основания говорить о закате политической карьеры Гжегожа Схетыны. Как оказалось - преждевременно. После назначения Дональда Туска главой Европейского совета его преемница на посту премьер-министра Ева Копач, по слухам, с одобрения президента Бронислава Коморовского, доверила Гжегожу Схетыне должность главы МИД. Его кандидатура тогда удивила многих - он опытный политик, но не дипломат. В чем мы имеем возможность убедиться.
Между тем
В МИД России назвали "издевательством над историей" слова министра иностранных дел Польши о том, что Освенцим освобождали украинцы.
"Трудно заподозрить госслужащего такого уровня как Г. Схетына в безграмотности. Общеизвестно, что Освенцим освобождали войска Красной Армии, в составе которых героически сражались все национальности. Кстати, до ноября 1943 года 1-й Украинский фронт назывался Воронежским, а до этого - Брянским, - говорится в официальном комментарии МИД России. - Считаем, что надо перестать издеваться над историей и в антироссийской истерии доходить до неуважения к памяти тех, кто не пожалел своей жизни ради освобождения Европы".
Тем временем постпред России при ООН Виталий Чуркин рассказал польскому коллеге Богуславу Виниду подробности освобождения Освенцима. Об этом сообщило информагентство ТАСС. Он пояснил, что Первый Украинский фронт получил свое название не из-за национальности солдат, а по региону действий. "Как и все другие части Красной армии, он был многонациональным и состоял из русских, украинцев, белорусов, грузин, армян, азербайджанцев, представителей народов Центральной Азии и многих других - свыше 100 этнических групп Советского Союза", - отметил Чуркин.
Подготовила Анна Федякина