В ближайшие дни будет окончательно сверстан план стабилизации российской экономики. Один из рисков 2015 года - рост безработицы. С него мы и начали наш разговор с министром.
Максим Анатольевич, всех волнует ситуация на рынке труда. Какие у вас прогнозы?
Максим Топилин: Пока ситуация на российском рынке труда нормальная: резких колебаний нет. Однако мы начали более жестко вести мониторинг - в еженедельном режиме, как это было во время кризиса 2008 года, поскольку очевидно, что изменения будут.
Мы понимаем, что в зависимости от, по меньшей мере, двух факторов - курсов доллара и евро, и повышенной ставки Центрального банка - предприятия находятся в иной ситуации, чем еще несколько месяцев назад.
Например, компании нужны кредиты на развитие, и поскольку они сегодня стали дороже, ей в любом случае придется менять свои затраты. Или предприятие закупает импортные комплектующие, завозит оборудование, значит, и у него будет увеличиваться себестоимость. Хватит ли в таком случае у организации внутренних ресурсов, сможет ли она сохранить трудовой коллектив - вопрос.
Все начнется весной
А если не хватит и начнутся сокращения?
Максим Топилин: Насколько конкретно увеличится безработица, сейчас спрогнозировать трудно. Но мы подготовили предложения по поддержке рынка труда на случай изменения ситуации.
Многие инструменты уже знакомы россиянам - профессиональное обучение тех, кто находится под риском увольнения или уже остался без работы, общественные работы, допустим, на строительстве или благоустройстве социальных объектов, стажировки и т.д.
Если понадобится, развернем эти меры оперативно. У правительства сейчас есть полномочия, чтобы выстраивать линейку мер, не обращаясь к законодателю. В конце 2008 года мы два месяца меняли законодательство, чтобы "запустить" антикризисные меры, потому что таких полномочий не было. Теперь в законодательстве все учтено.
Полную версию интервью читайте в завтрашнем номере "РГ"