В прошлом году более полутора миллиона человек со всего света посетили это место, ставшее символом самых страшных преступлений против человечества, Холокоста и живым напоминанием об ужасах нацизма. Об Аушвице в Польше говорят так: это мемориал, чью сущность невозможно до конца определить. Это музей и одновременно - не музей, но реальное место, где в 1940-1945 годы приняли мученическую смерть миллион сто тысяч человек (такова официальная статистика польской стороны), большинство которых были умерщвлены нацистами в газовых камерах. Аушвиц - это огромное кладбище, но адскую машину уничтожения людей, где днем и ночью работали крематории, невозможно назвать кладбищем.
Страшные приметы прошлого здесь, на 200 гектарах земли, обыденно переплетаются с настоящим. Вот простой дом с небольшим садом, за оградой бегает белый лабрадор. Гид рассказывает, что во время немецкой оккупации это был дом коменданта лагеря, а сейчас он вернулся в частное владение, как до войны. Переезжаем железнодорожное полотно - по этим путям весной 1944 года сюда прибывали составы с евреями, угнанными из Венгрии. Сегодня платформа безлюдна, но сохранился документальный снимок, запечатлевший ютящихся на перроне женщин, детей, стариков. Обреченных на гибель встречает филармонический оркестр: лагерная администрация "предусмотрительно" приняла меры, чтобы не сеять панику. Выжившие узники Аушвица потом вспоминали, как, проходя через ворота с вывеской на немецком языке "Работа делает свободным", наивно думали, что она дает надежду.
Мемориальная доска в музее гласит: "Аушвиц был самым большим нацистским концлагерем и лагерем смерти. С 1940-го по 1945 год нацисты депортировали в лагерь, по меньшей мере, 1 300 000 человек: 1 000 000 евреев, 140 000-150 000 поляков, 23 000 цыган, 15 000 советских военнопленных, 25 000 узников, относящихся к другим этническим группам. 1 100 000 человек погибли в Аушвице. Примерно 90% жертв были евреями. СС умертвили большинство из них в газовых камерах". Польские исследователи, музейные сотрудники говорят: Аушвиц - пространство, где сосуществует историческая память и боль разных народов и разных стран.
В 11-м блоке посетителям рассказывают, что именно в этом помещении на 600 советских военнопленных и 250 польских заключенных (их специально доставили из лагерной больницы) впервые испытывали действие отравляющего газа "циклон Б". Поначалу не знали, какой дозы будет достаточно для мгновенного умерщвления жертв в газовых камерах. Бесчеловечный эксперимент продолжался двое суток.
Директор государственного музея Аушвиц-Биркенау Петр Цивиньски в беседах, в том числе с журналистами, часто напоминает, что узники из СССР, с которыми в концлагере обращались особенно жестоко по мере наступления Красной Армии, приняли на себя страшные, мученические испытания. Музей поддерживает память о том, как советские солдаты освободили нацистский концлагерь и лагерь смерти Аушвиц. "В Польше похоронены около 300 красноармейцев, погибших при его освобождении. Накануне прихода советских войск в лагере оставалось приблизительно 7500 узников, и есть документальные подтверждения того, что в планах немцев было не оставлять их в живых. Только стремительное наступление советских войск не позволило им осуществиться, и спасло жизнь этим людям. Между поляками и россиянами есть исторические споры, но здесь им нет места", - признает пан Цивиньски. А еще он надеется, что после открытия обновленной экспозиции РФ сюда с каждым годом будут приезжать больше россиян.
Национальная российская экспозиция, которая в нынешнем виде открылась два года назад и занимает два этажа 14-го блока на территории "Аушвиц-1", называется "Трагедия. Мужество. Освобождение". Архивные документы, свидетельства военных командиров и советских медиков, истории самих заключенных - как убедилась корреспондент "РГ", к выставке проявляют интерес отнюдь не только россияне, но и иностранные посетители. Символический центр экспозиции - огромная репродукция фотографии, с которой узники концлагеря смотрят на своих спасителей. Лицом к ним стоят два манекена - фигуры в солдатских шинелях, открывающие ворота. В другом зале, на красном экране, всплывают имена погибших.
Память вещественна: в музее действует уникальная консервационная лаборатория, чьи специалисты изо дня в день трудятся над сохранением экспонатов - от личных вещей узников до кирпичных бараков и руин, оставшихся от взорванных нацистами газовых камер и других объектов, которые стали свидетельствами их преступлений. В 2013 году Россия вошла в пятерку главных меценатов, пожертвовав в фонд Аушвиц-Биркенау на цели реставрации 1 млн долларов.
Эксперты, работающие в консервационном цехе, рассказывают: многие технологии восстановления артефактов приходится разрабатывать "на ходу", ведь их нужно не обновлять, но поддерживать в аутентичном виде. Кожаные чемоданы, дамские туфельки, очки, кисточки для бритья, посуда - каждый из тысяч этих предметов прошел через руки специалистов лаборатории. При этом они сталкиваются с трудностями не только технологического, но и этического характера. И не берутся за консервацию помещений газовых камер или волос, которые срезали с узников перед отправкой на смерть. Сейчас они хранятся за стеклом в одном из залов, посещение которого не каждый способен выдержать. "Мы не можем позволить себе прикасаться к ним, работать над их консервацией. И никто не в состоянии сказать, сколько они будут храниться", - говорят экскурсоводы.
…В Аушвице корреспондент "РГ" наблюдала такую картину: школьник лет 13 фотографируется на фоне руин, с улыбкой позируя одноклассникам, которых привезли сюда на экскурсию. В том числе и ради таких школьников некоторые из выживших узников концлагеря находят в себе силы, чтобы возвращаться в эти стены - теперь уже музея. Чтобы объяснять и рассказывать. Именно выжившие узники станут главными героями памятных мероприятий, которые пройдут 27 января, в 70-ю годовщину освобождения Освенцима. В музее признают: скорее всего это будет последняя круглая дата с их участием. "Когда после войны я приехала сюда с моей матерью, она никак не могла понять, где я тут жила, в каких условиях, - рассказала журналистам полька Софья Посмич. - Потом мама заплакала и сказала: "Не нужно тебе было сюда возвращаться. Зачем? Зачем?!". Но я возвращаюсь снова и снова, чтобы преступления нацизма, которым мы были свидетелями, никогда не повторились. Чтобы о них помнили".
"Мы ради спасения своих детей были готовы на все. Когда нам под большим секретом сообщили, что наших детей должны завтра забрать в блок подопытных, мы были так потрясены, что некоторые из нас лишились рассудка… По совету женщин, мы должны были накормить детей бумагой, после чего у них поднимается температура, а это могло спасти им жизнь… Полька по имени Ганна пожертвовала нам свой молитвенник" (воспоминания советской узницы Клавдии Коваленко, родившей в концлагере сына).
Концентрационный лагерь Освенцим