Согласно выводам экспертной комиссии, отступления от требований безопасности экипаж самолета допустил уже на этапе предполетного брифинга. В частности, командир принял решение о взлете на номинальном режиме работы двигателя. Кроме того, экипаж не выполнил расчеты центровки по центровочному графику, а также потребной дистанции взлета и его параметров.
Запуская двигатель, экипаж установил угол стабилизатора "на глаз", предполагая, что "центровка средняя". Тем не менее, поначалу, считают специалисты, пилоты со стабилизатором угадали. Однако отсутствие расчетов "привело к неуверенности экипажа в правильности его установки, из-за чего впоследствии стабилизатор был переставлен на кабрирование на угол больше потребного, что повлияло на развитие аварийной ситуации".
Согласно выводам экспертов, до достижения самолетом скорости 179 километров в час разбег воздушного судна проходил в штатном режиме. Но на 180 километрах началось уменьшение темпа роста скорости, то есть появилась какая-то тормозящая сила. Версию о том, что торможение стало следствием неисправности в тормозной системе, эксперты отмели - неисправностей в оборудовании не найдено. Наиболее вероятной причиной притормаживания они назвали нажатие на тормозные педали одним из пилотов.
Поскольку и командир самолета, и второй пилот в основном летали на Як-40, а на Як-42 - лишь периодически, эксперты полагают, что "в аварийном полете имел место негативный перенос навыков управления самолетом с Як-40 на Як-42", которые имеют разную конструкцию тормозных педалей. Кроме того, выяснилось, что кресло командира экипажа, имевшего рост 178 сантиметров, не было правильно отрегулировано, что "создавало предпосылки к непреднамеренному обжатию педалей торможения колес основных стоек шасси". Однако, кто именно - командир или второй пилот - обжимали тормозные педали, установить не удалось.
По мнению экспертов, если бы командир самолета вовремя дал команду на прекращение взлета, трагедии удалось бы избежать. После того, как передняя стойка шасси не оторвалась от земли, он должен был, по инструкции, оценить эту ситуацию как "появление других неисправностей, угрожающих безопасности полета и требующих прекращения взлета". Но спасительной команды экипаж не услышал. Более того, когда самолет уже выехал за пределы взлетно-посадочной полосы и катил по земле, командир дал странную команду "Стабилизатор!", которая не предусмотрена ни одним нормативным документом и непонятна другим членам экипажа.
При этом командир "отдает штурвал от себя в нейтральное положение с намерением снова взять его на себя и еще раз попытаться оторвать самолет от земли". На что второй пилот реагирует эмоциональным: "Че ты делаешь-то"?!". По мнению специалистов, одновременно бортмеханик "мог воспринять" эту ситуацию как решение командира прекратить взлет и самостоятельно перевел рычаги управления двигателем (Руды) на малый газ. Второй пилот отвечает на это руганью: "На (нецензурно) ты!", а командир самолета - командой "Взлетный!". Руды были немедленно возвращены во взлетное положение, но восстановление нужных оборотов произошло лишь через 6 секунд.
Самолет оторвался от земли, когда до антенны маяка оставалось 25 - 35 метров. Он задел невысокую конструкцию маяка, а через 120 метров приземлился с сильным левым креном. После этого произошло разрушение левого крыла с разливом керосина и пожаром, а потом полное разрушение самолета. Як-42 смог подняться максимум на 5 - 6 метров.
"Нарушения увеличили потребную длину разбега воздушного судна, сократили длину взлетно-посадочной полосы и привели к развитию на борту особой нештатной ситуации, к которой экипаж оказался не готов. Особую роль имело непринятие командиром Соломенцевым решения о прекращении взлета. Действия командира при подготовке к полету не соответствовали требованию нормативных документов, их нарушение и состоит в причинно-следственной связи с катастрофой самолета", - сделали вывод эксперты.
Подсудимый Вадим Тимофеев заявил, что согласен с выводами экспертизы только в одном: что взлет нужно было прекращать.
- Но нам легко сейчас говорить, зная решение задачи, а тогда: все приборы работают исправно, экипаж молчит. Почему он должен был прекращать взлет? - спрашивает Тимофеев.
Не очень убедили выводы экспертов и потерпевших.
- То выставили не так, это сделали неправильно - как будто они первый раз за штурвал сели, - изумлен отец Ивана Ткаченко Леонид Владимирович. - Так все расписали - это фантастический роман какой-то. Да чушь! Все действия пилотов отработаны, запрограммированы, все на автомате делается. Тем более у людей стаж по 20 лет. Прилетели же они в Ярославль на том самолете - это как объяснить?
В Ярославле вспомнят погибших хоккеистов "Локомотива"