Стоит ли планировать на 15 лет вперед, если неизвестно, как сложится завтрашний день? Таким вопросом задались участники экспертной дискуссии, посвященной стратегическому планированию в регионах, которая прошла на полях Гайдаровского форума.
Напомним, 172-ФЗ был принят в середине прошлого года, многие регионы и муниципалитеты уже сегодня могут похвалиться утвержденными стратегиями на долгосрочную перспективу. Но, по словам экспертов, большинство этих документов сейчас уже неактуальны. Однако выяснить, что должны включать региональные стратегии, практически не у кого, потому что министерство регионального развития, которое отвечало за это направление, еще осенью прошлого года было ликвидировано. А министерство экономического развития, которому перешла часть полномочий минрегиона, методические рекомендации по исполнению закона подготовит не раньше чем через полгода.
- Идеология закона напоминает советское планирование без госплана, - заметил директор Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре Борис Жихаревич.
Как раз на этой неделе Леонтьевский центр должен завершить Стратегию социально-экономического развития Татарстана-2030, над которой эксперты корпели несколько месяцев. По словам Бориса Жихаревича, при разработке этого документа их больше всего напрягало, что план мероприятий должен быть составлен на тот же срок, что и сама Стратегия. Как это запланировать, если неизвестно, что человека ждет через пару лет, не говоря уже о 15 годах? На его взгляд, это положение 172-ФЗ необходимо пересмотреть. Но больше всего вопросов возникало тогда, когда необходимо было госпрограммы увязать со Стратегией. Как пояснил модератор дискуссии, директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов, впервые в законе появилось требование увязать финансовое обеспечение госпрограммы с долгосрочным планированием.
В условиях кризиса и без того резкого сжатия бюджетных расходов, а также усиления концентрации финансовых ресурсов в федеральном центре почти нереально строить долгосрочные прогнозы социально-экономического развития региона, полагают эксперты.
"В ситуации борьбы субъектов РФ за ликвидность все стратегии вредны, - заявил президент московского фонда "Центр стратегических разработок" Владимир Княгинин. - Те, кто этим сейчас занимается, либо двуличны, либо наивны". И посоветовал вернуться к стратегическому планированию не раньше, чем через год-полтора.
Сейчас же, по мнению Владимира Княгинина, один из наиболее реалистичных вариантов - сделать ставку на связку региональных программ с федеральным центром. Но всерьез рассчитывать, что большинству регионов удастся предложить свою локальную игру Москве, не приходится.
С 2015 года обязательным требованием для всех органов исполнительной власти стало составление бюджетного прогноза на долгосрочный период. Причем новые правила одновременно действуют как на федеральном уровне, так и для регионов.
Как рассказал директор департамента бюджетной политики минфина Илья Соколов, бюджетный прогноз РФ и региона разрабатывается каждые 6 лет на 12 и более лет. А для муниципалитета каждые 3 года на 6 и более лет. За основу должен быть взять прогноз социально-экономического развития субъекта за этот период.
Сейчас, по словам чиновника, главной проблемой для регионов является отсутствие долгосрочного бюджетного прогноза на федеральном уровне, который мог бы служить ориентиром. А следовательно, нет данных, на какую межбюджетную поддержку из Москвы могут рассчитывать субъекты РФ.
- Сложности с формированием долгосрочного бюджетного прогноза также возникают из-за отсутствия утвержденного прогноза социально-экономического развития в регионах и незавершенных госпрограмм, - отметил Илья Соколов.
Но самое, пожалуй, важное то, что чиновники на местах не знают, как считать расходы на долгосрочную перспективу - до сих пор нет методичек по определению предельных расходов на реализацию госпрограмм. Представитель минфина пообещал, что в апреле этого года методические рекомендации для региональных и муниципальных органов власти субъектов РФ по вопросам долгосрочного бюджетного планирования будут разработаны.
- Сегодня многие региональные Стратегии-2030 можно считать мертворожденными, так как они не стыкуются с требованиями законов, - считает доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС Алексей Алтынцев. Он считает, что нужно подготовить план по приведению документов по стратегическому планированию в соответствии с современной нормативной базой.
Некоторые регионы и муниципалитеты готовы хоть сейчас подготовить по-настоящему актуальную Стратегию, отвечающую всем требованиям времени, с просчитанной перспективой развитию региона на многие годы вперед, но не всем это по карману. По оценкам экспертов, которые занимались такими заказами, на это требуется от 10 до 120 млн рублей. Поэтому, видимо, глава администрации города Котовска из Тамбовской области решил рискнуть, понадеявшись на авось. Он в конце дискуссии предложил экспертам приехать к ним в моногород, известный всей стране тем, что там изготавливаются матрешки, и подготовить для муниципалитета элитную стратегию развития. Это многих позабавило, но ответного предложения от представителей экспертного сообщества в зале так и не последовало.