27.01.2015 00:42
Экономика

Эксперт: В мире передачи данных готовится революция

Текст:  Вячеслав Орехов (генеральный директор SAP СНГ)
Российская Бизнес-газета - : №3 (982)
В мире передачи данных готовится революция. Объем мирового мобильного трафика за ближайшие 4 года вырастет в 11 раз и в 2018 году может составить 190 эксабайт.
Читать на сайте RG.RU
В России подорожал роуминг

Чтобы представить эту умопомрачительную цифру, можно приравнять ее к 4 триллионам видеоклипов, размещаемых на YouTube, или к 42 трлн изображений, размещенных в Instagram. Но потребители не задумываются о больших числах и о том, что данных становится больше - они просто хотят передавать и получать любые объемы информации "здесь и сейчас". Сверхширокополосный Интернет станет массово доступным через несколько лет, но уже сейчас аналитики фиксируют первые признаки надвигающегося "большого взрыва" в инфопространстве и резкое увеличение объемов и без того "больших" данных.

В этих условиях игроков телекоммуникационного рынка ожидает много работы. А именно - им придется пойти на масштабные инновации в трех направлениях: обновление инфраструктуры до уровня 5G, повышение точности бизнес-аналитики и самое главное для обеспечения конкурентоспособности - выход на новый уровень понимания клиентских предпочтений. В последнем пункте снова возникает Big Data.

Отличительная черта таких данных с точки зрения их применения для развития бизнеса не только в объеме, но и в отсутствии четкой структуры, за что их еще называют неструктурированными. Это и показатели мониторинга оборудования, и информация о местоположении абонентов и совершенных ими операциях, и генерируемый абонентами контент, и данные из информационных систем - например, CRM (управляет взаимоотношениями с клиентами) или биллинга (обработки счетов и платежей).

Google станет сотовым оператором

Мировой опыт свидетельствует, что мобильные операторы уже готовы анализировать такую информацию для повышения качества сервисов. На основе Big Data появляется все больше сервисов, упрощающих жизнь абонентов. Например, в итальянском городе Пиза реализован проект по оптимизации системы городской парковки: специальные датчики, установленные на улицах города, выявляют наличие свободных мест для авто и по мобильным сетям передают эту информацию в единую городскую систему. Данные в реальном времени отображаются на специальных инфодосках, а также доступны водителям через мобильное приложение, с помощью которого можно не только найти место для стоянки, но и оплатить его.

В начале прошлого года испанская телеком-компания презентовала аналитическую систему, основанную на работе с Big Data в сетях 3G и 4G. Система предсказывает поведение скоплений людей на основании информации, передаваемой их смартфонами, причем как на улице, так и в больницах, библиотеках, торговых центрах и других общественных зданиях. Система может использоваться правоохранительными органами, во время концертов и спортивных мероприятий и для организации рекламных кампаний.

Другой пример инфраструктурный - перенос данных мобильного оператора в хранилище. Это позволяет существенно сократить расходы на серверную инфраструктуру и при этом резко увеличить скорость обработки информации. В результате существенно сократилось и время на устранение сбоев, а значит, и абоненты стали более счастливы.

Исследователи Техасского университета в Остине подсчитали, что любая крупная компания, входящая, скажем, в тысячу Fortune, может с легкостью увеличить свою ежегодную выручку в среднем более чем на два миллиарда долларов. Для этого необходимо лишь на 10% тщательней относиться к данным, которые генерируют бизнес-компании. И это соотношение справедливо и для телеком-индустрии.

Рынок смартфонов в России вырос благодаря дешевым гаджетам и iPhone

С инструментами для обработки Big Data для операторов становится возможным увеличить выручку за счет подготовки более персонализированных предложений для абонентов. Можно проследить для чего и как конкретный клиент компании чаще всего использует телефон: возможно, он интенсивно делает это в утренние и вечерние часы, что означает, что его офис находится далеко от дома и, добираясь до рабочего места, он проводит много времени в общественном транспорте - таким абонентам можно предложить в дополнение к тарифному плану набор аудиокниг по специальной цене или подписку на онлайн-видеобиблиотеку по специальной цене и т.п.

Большие данные позволяют более эффективно работать с уровнем сервиса. Представьте, что вы абонент сотовой связи и постоянно сталкиваетесь с разрывами соединения, когда пытаетесь дозвониться бизнес-партнеру или просто знакомому. Иногда такие ситуации вызывают сильнейшее раздражение, и вы стремитесь поделиться негативными эмоциями в своих аккаунтах в социальных сетях, что все-таки хоть и не очень, но сказывается на репутации бренда. А теперь представьте, что каждый раз при разрыве соединения вам звонит представитель оператора и предлагает в качестве извинения за неудобства дополнительные бесплатные минуты? Все это становится реальностью.

Российским телекоммуникационным компаниям приходится также задумываться о работе с большими данными. Наш опыт позволяет сделать вывод о том, что любовь к инновациям и IT-трендам не чужда локальным операторам. Например, МГТС теперь обеспечивает управление техническим персоналом в режиме онлайн. Если коротко - оно позволяет прогнозировать потребности в полевых ресурсах, планировать смены, а также оптимизировать рабочие графики сотрудников. Такая система уже используется крупными зарубежными операторами.

Согласно индустриальному отчету Deloitte, телекоммуникации в 2014 году - одна из отраслей с наиболее высокой конкуренцией. Поэтому операторы сотовой связи вынуждены бороться за своих клиентов, постоянно улучшая уровень своих сервисов, выводя все новые и новые услуги, и с высокой точностью предугадывать возникающие потребности своих абонентов, что станет еще сложней с появлением новых смартфонов и повсеместным распространением 5G Интернета.

Однако, получив возможность и правильные инструменты для анализа предпочтений своих абонентов, операторы могут стать значительно ближе к каждому из них, предлагая таргетированные услуги и акции. То есть применение инновационных инструментов, особенности технологий для обработки больших данных помогут сохранить лояльность клиентов - важнейшее оружие на высококонкурентном телеком-рынке. Так что можно сказать, что вызов Big Data российским телеком-операторам брошен и с большой долей вероятности будет с достоинством принят.

Связь