"Мы создали информационный ресурс, зарегистрировавшись на котором владелец машины получит карточку с абонентским номером. Она крепится на лобовое стекло, - объяснил "РГ" суть проекта руководитель федерации Сергей Канаев. - А дальше неравнодушные прохожие, видя, что автомобиль собираются эвакуировать, набирают этот номер, и владельцу тут же приходит смс-оповещение". По замыслу авторов проекта, водители в таком случае будут успевать реагировать оперативно и переставлять личный транспорт в безопасное место до того, как его увезут на штрафстоянку. "Осенью мы провели тестовые испытания, изготовив и раздав москвичам 10 тысяч карточек, - утверждает Канаев. - Они разлетелись как горячие пирожки". Теперь в общественной организации размахнулись на 300-500 тысяч карточек, которые планируют раздать автолюбителям в течение зимы и весны.
Параллельно начнет работать и общественная приемная федерации автовладельцев России. Там готовы будут принять обиженных водителей, считающих, что их авто эвакуировали незаконно. Планируется, что вместе с юристами федерации консультировать граждан по их автоправам будут и представители городского дептранса, не менее общественников заинтересованные в том, чтобы в городе больше не случалось прецедентов, подобных тому, который осенью устроил москвич Константин Алтухов, почти сутки просидевший в уже поднятом на эвакуатор автомобиле.
Сергей Канаев считает, что предупреждать друг друга об эвакуации горожане будут охотно. И его организация готова к тому, что карточек может потребоваться больше, чем 500 тысяч. Первый замруководителя экспертного центра Probok.net Андрей Мухортиков с таким прогнозом согласен. "Думаю, проект будет востребован у москвичей, - говорит он. - Успев подойти до того, как уедет эвакуатор, человек все равно заплатит штраф за неправильную парковку и переставит свою машину, то есть задача устранить нарушение в любом случае будет решена. Но, обогнав эвакуатор, он будет избавлен от долгой и часто унизительной процедуры по вызволению автомобиля со штрафстоянки, до которой иногда приходится добираться через всю Москву".
Существует однако и противоположное мнение. "Проект Parkman деструктивен по своей сути, - считает директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин. - Он сводится к тому, что автовладельцам предлагает продолжать отнимать у города общественное пространство, да еще и вовлекать в это дело прохожих. Паркуйтесь по правилам - и никаких карточек не понадобится".
Кстати, по данным Федерации автовладельцев России, правомерность эвакуации личного транспорта с московских улиц подтверждается в 90% случаев.