Проект обновленного закона об эвакуации авто прошел в Думе первое чтение
Как рассказал "РГ" инициатор поправок первый замруководителя думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков (ЕР), окончательное принятие законопроекта ожидается в январе следующего года - так что вступить в силу он имеет шансы в конце января-феврале. Уточнить процедуру эвакуации надо как можно скорее, объясняет парламентарий.
Тема, напомним, стала резонансной после того, как москвич Константин Алтухов, позже прозванный "паркменом", почти сутки просидел в своей машине, погруженной на эвакуатор. Водитель не соглашался платить 5 тысяч рублей штрафа за эвакуацию. В Госдуме после этой истории согласились, что процедура принудительной эвакуации в РФ не урегулирована. Депутаты в результате шумихи на эту тему внесли сразу несколько инициатив - среди них был даже запрет на платную эвакуацию вообще. Однако недоработки вызвали у профильного комитета претензии.
В итоге поддержку профильного комитета, а затем и Госдумы нашел законопроект Вячеслава Лысакова. Поправки дополняют ст. 27.13 КоАП, устанавливающую процедуру задержания транспортного средства. Главное в них - наконец-то будет ясно, что считать началом эвакуации. Согласно поправкам, автовладелец сможет забрать машину у парковочных служб, пока эвакуатор с его автомобилем не начал движение. В таком случае придется сгрузить транспортное средство с эвакуатора и отдать владельцу. Устранить причину задержания нарушитель сможет самостоятельно - например, переставить автомобиль в положенное место.
Однако "паркмен", если бы история случилась уже после вступления в силу законопроекта, все равно бы действовал не по закону. Согласно пояснению Лысакова, если эвакуатор уже тронулся с погруженной машиной, водитель теряет право "останавливать или запрыгивать туда, как это было в истории с паркменом, и требовать его возврата до помещения на штрафстоянку".
Одновременно предлагаются "жесткие меры" воздействия на фирмы, которые занимаются принудительной эвакуацией автотранспорта и нарушают при этом закон и права автовладельцев. За это предусматривается административная ответственность - штраф 2 тысячи рублей для физлиц и 20 тысяч рублей для должностных лиц.
Как подчеркнул автор законопроекта, представляя законопроект на заседание Госдумы, в результате можно будет предотвратить значительное количество конфликтных ситуаций на дорогах.
У фракции ЛДПР были возражения, что законопроект в нынешнем виде не в полной мере решает проблему. Однако, как поясняет Вячеслав Лысаков, "решение в полной мере" появится в редакции инициативы ко второму чтению. Будет прописан ряд нюансов - в частности, необходимость присутствия должностного лица, уполномоченного составлять протокол об эвакуации, до начала процесса. Ведь автомобиль должен быть должным образом оформлен. "Иначе, если инспектор уйдет, то сгрузить машину с эвакуатора и отдать ее владельцу, будет невозможно", - пояснил парламентарий.
Планируется прописать и другие нюансы, пояснил также Лысаков, комментируя "РГ" подготовку инициативы ко второму чтения. Речь, в частности, о времени начала действия знака, запрещающего остановку. Такой знак должен вступать в силу не ранее, чем через две недели (или даже месяц) с момента его установки. Запрещающие знаки, кроме того, должны сопровождаться информационной табличкой о том, что машина может быть эвакуирована.
Также ко второму чтению будет прописана возможность обойтись без эвакуации, ограничившись штрафом. Если автомобиль припаркован на остановке транспорта, то, конечно, эвакуировать надо, объясняет парламентарий. Но если он не создает больших проблем движению водителей и пешеходов, то достаточно его водителя наказать рублем. Ситуации, при которых достаточно штрафа, должно быть жестко регламентированы.
А для тех, кто незаконно паркуется на местах для инвалидов, в поправках может быть предусмотрено усиление санкций.