До сих пор ремонт дорог ведется бессистемно. Многие объекты простаивают на промежуточных этапах строительства, подрядчики забывают о благоустройстве прилегающих территорий, а новое полотно быстро разрушается. Власти Симферополя признают, что капремонта требует как минимум половина трасс. Но протяженность находящихся на балансе города дорог - 470 километров, а тротуаров - около 1300. Так что средств и времени на их ремонт потребуется немало.
Но если в прежние годы средств на это катастрофически не хватало, то в 2014-м их просто не успели освоить.
- Из выделенных в прошлом году 195,6 миллиона рублей Симферополь не освоил около 82. Они вернулись в бюджет и будут перечислены на те же объекты снова, - рассказал "РГ" заместитель главы Симферопольской администрации Сергей Гречанников. - Проделать все работы за несколько месяцев качественно оказалось нереально, а халтурить подрядчикам город уже не позволяет. Раньше технология не выдерживалась: асфальт укладывали и в дождь, и в мороз, и более тонким, чем необходимо, слоем. При этом использовались не самые качественные материалы. С ними, кстати, тоже проблема: наши карьеры не могут обеспечить Крым сырьем в полной мере. В целом мы на 30-40 процентов зависим от поставок с материка. Кроме того, асфальтовые заводы не готовы к такой нагрузке. Их мощностей хватало только потому, что мало ремонтировали.
В 2015 году Симферополь рассчитывает получить около 640 миллионов рублей на капремонт 30 километров дорог и тротуаров. И проблем с освоением средств быть уже не должно. При этом власти направили запросы в коммунальные и телекоммуникационные компании с требованием синхронизировать графики и не допустить уничтожения нового асфальта ради укладки коммуникаций.
Город будет привлекать подрядчиков из других регионов РФ.
- Конкурс сделаем открытым, победит сильнейший - подчеркивает Гречанников. - Конкуренция оздоравливает производство.
В Крыму крупных подрядчиков действительно немного. Самый известный - "Юждорстрой", который строил обвалившуюся в сентябре симферопольскую объездную дорогу. Этот же подрядчик как минимум на три месяца затягивает сдачу третьей очереди дороги на проспекте Победы в Симферополе.
С нерадивыми подрядчиками договоры заключать больше не будут. Власти намерены предъявлять к ним четкие и жесткие требования. При этом учтут и "строительную историю" претендента на госзаказ.
- В России подрядчики-бракоделы километрами асфальт перекладывают, если обнаруживаются грубые нарушения, - утверждает Гречанников. - Для определения толщины асфальта и качества ремонта у нас есть специальная лаборатория. С помощью конкурса выберем организацию для контроля качества работ, а в договоре четко пропишем систему штрафных санкций. Одно нарушение может обойтись подрядчику в 50 тысяч рублей штрафа, а второе - в 300. Гарантийный срок составит не менее пяти лет.
По словам начальника отдела правовой административной работы департамента городского хозяйства Галины Островой, сейчас власти разрабатывают новые договоры с подрядчиками, опираясь на опыт других регионов РФ.
- В контрактах, ранее заключаемых управлением ЖКХ горисполкома, были размытые формулировки, - говорит юрист. - Сейчас готовятся контракты, предусматривающие конкретную ответственность и систему начисления штрафов. Их взыскание будем строго контролировать.
В частности, в типовом договоре пропишут пеню за каждый день просрочки исполнения обязательства. Если, к примеру, сметная стоимость контракта составляет три миллиона рублей, а ответственность за нарушение сроков работ - 0,1 процента от этой суммы, то подрядчик обязан платить заказчику три тысячи рублей в день, за месяц набежит уже 90 тысяч. При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения обязательств. Главное, чтобы заказчики использовали все прописанные в договорах возможности и не закрывали глаза на недоделки, как это было ранее.