02.02.2015 20:00
Культура

В Электротеатре поставили трагедию Еврипида "Вакханки"

В Электротеатре вспомнили Диониса
Текст:  Алена Карась
Российская газета - Федеральный выпуск: №20 (6591)
Греки в этом сезоне оказались едва ли не самыми представительными европейцами в российском театре. Не будем говорить о деньгах и политике, но попробуем различить в этом что-то необходимое современному русскому обществу.
Читать на сайте RG.RU

В конце декабря Москва увидела оперу "Королева индейцев", которую создал вместе с Петером Селарсом Теодор Курентзис на музыку Генри Перселла. Не пройдет и месяца, как Курентзис вновь привезет на "Золотую маску" спектакль из Перми - оперу "Носферату", поставленную Теодоросом Терзопулосом на либретто Димитриса Яламаса. В питерской Александринке Терзопулос поставил пьесу Беккета "Конец игры".

А в эти дни его спектаклем отпраздновали открытие обновленного Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ.

На сцене Александринского театра поставят немой фильм Довженко "Земля"

Один из мощных театральных пассионариев, он много лет возглавлял Всемирную театральную олимпиаду. Убежденный в том, что современному человеку и обществу, обескровленному властью виртуальных коммуникаций, не хватает энергии жизни, вооружившись собственным исследованием и тренингом, он проповедует (не подражая Ницше, но напоминая о нем) возвращение Диониса. Именно так называется его книга, изданная Борисом Юханановым в серии "Театр и его дневник", которую презентовали в рамках московской премьеры трагедии Еврипида "Вакханки".

"Вакханки" - впечатляющий пример того, какой оздоровляющей может быть технология мастера. Прошедшая его тренинг группа актеров театра стала единым организмом. Двигаясь в специальной дыхательной технике, они выталкивают слова, как пробки из бутылок с шампанским. С такой же бодрящей энергией взрыва. Хором греческой трагедии овладевает Дионис - мастер экстаза, порядка и хаоса, безумия и логики, маска мужчины и женщины, человека и животного. И точно так же выходит на покатый помост играющая его Елена Морозова, бесстрашно пустившая в себя новую, но близкую ей стихию предельного. Но даже ей непросто играть яростного, мстительного и лукавого бога.

С легкостью босоногого пастуха, прыгающего на горящих углях, Терзопулос возвращает само чувство трагического, которое, казалось, утрачено навсегда. Ведь сюжет "Вакханок" - это сам корень трагедии, описание ее дионисийского статуса. Правитель Фив Пенфей, отказавшись признать Диониса - бога природы, вина и вдохновения, провоцирует его страшную месть: Дионис лишает рассудка женщин города и уводит их на гору Киферон, где они пьют вино и поют в его честь гимны. Среди вакханок - и мать Пенфея Агава, которая, ослепленная вакхическим экстазом, убивает сына, приняв его за льва и разорвав на части.

Театр Резо Габриадзе привез в Москву три легендарных спектакля и премьеру

Когда Агава в исполнении актрисы театра Анатолия Васильева Аллы Козаковой открывает залу свое лицо как трагическую маску, а над ней плачет и скорбит пылающая "маска" Диониса Елены Морозовой - мурашки, эти простейшие детские признаки ужаса, ползут по спинам зрителей, скептичных по отношению ко всему.

Дыхание - душа вдохновения, его корень царит в спектакле, подчиняя нас его пульсирующему, как кровяной ток, ритму. Взяв за основу разнообразные тренинги 70-х годов, приобщившись к технологиям японского театра Но, Терзопулос отправляет актеров на поиски своих истоков. Диафрагмы актеров вибрируют, как туго натянутый там-там, то усыпляя, то бодря. Театр корней, театр ритуала, канувший в прошлое европейской культуры лет 30-40 назад, ожил в Москве 2014 года не как музей, но как припоминание непройденных уроков, как прививка необходимой технологии.

Но не только театр мистерии, театр высокого ритуала пытается воскресить Терзопулос. В его работе - много юмора. По контрасту с архаикой ожившего тела, с вакхическим напором мускулов и связок, открытых ртов и разметанных волос, выступает неподвижное, спеленутое точно мумия тело Кадма, убийцы Дракона, мужа Гармонии, брата Европы, отца Агавы и дедушки Пенфея (Антон Косточкин). Вся его поза напоминает зрителю тело вождя, лежащего в мавзолее. К нему протянуты трубки, и кажется, что это убитые друг другом его потомки все еще питают его своею кровью.

Помимо прекрасных работ Елены Морозовой и Аллы Козаковой, помимо отлично работающего хора, помимо смешного и страшного Кадма (Олег Бажанов) есть в спектакле еще фантастические актрисы старшего поколения театра (Люди дворца), которые работают в яркой, гротескной, виртуозной технике внешнего рисунка, которая тоже давно не являлась на нашей сцене.

Есть, конечно, и ошибки в этой работе. Уроки контроля над телом и дыханием освоены, а поэзия, ее волшебство и ритм (ведь это перевод Иннокентия Анненского) не приходят. Впрочем, искали не их, а способность проявлять и контролировать свой хаос, свою свободу, свое вдохновение. Искали своего Диониса. И это, пожалуй, лучшее начало для нового театра.

Драматический театр