03.02.2015 00:40
Экономика

В России разработали первые стандарты наилучших доступных технологий

Готовы первые стандарты наилучших доступных технологий
Текст:  Инна Зубарева
Российская Бизнес-газета - Промышленное обозрение: №4 (983)
Власти сделали очередной шаг по формированию в стране нового промышленного экологического законодательства. Приказом главы Росстандарта от 30 декабря 2014 года утверждены предварительные национальные стандарты по тематике "Наилучшие доступные технологии". Всего было подписано три документа: ПНСТ 21-2014 "Наилучшие доступные технологии. Структура информационно-технического справочника"; ПНСТ 22-2014 "Наилучшие доступные технологии. Термины и определения"; ПНСТ 23-2014 "Наилучшие доступные технологии. Формат описания технологий". Срок годности предварительных стандартов - с 1 января 2015 года по 1 января 2018 года.
Читать на сайте RG.RU
Трутнев назвал рост промышленности в ДФО лучшим в стране

Процесс перехода производств на наилучшие доступные технологии стартовал в июле 2014 года. Был принят Федеральный закон от 21.07.2014 года N 219-ФЗ, по которому предприятия должны внедрять экономически рентабельные технологии, минимизирующие образование отходов и выбросов. Весь процесс перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ), по оценкам властей, займет от 7 до 14 лет и в конечном итоге даст снижение экологического воздействия на окружающую среду по стране на 75-80%. Принцип применения наилучших доступных технологий взят за основу нормирования экологически опасных предприятий в большинстве стран. К "доступным" относятся те технологии, которые разработаны с учетом экономических и технических реалий, "наилучшие" - наиболее эффективные для достижения высокого уровня защиты окружающей среды в целом.

При внедрении этой системы в Европейском союзе создано 27 отраслевых и 6 межотраслевых справочников НДТ. В России планируется разработать 46 национальных справочников. К концу 2015 года должны быть разработаны первые 10.

По словам экспертов, справочники НДТ являются лишь одним, хотя и очень важным элементом системы экологических разрешений на деятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий, представляющих угрозу природе. В Европейском союзе система комплексных экологических разрешений была впервые введена директивой "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" в 1996 году и затем усовершенствована директивой "О промышленных выбросах" в 2010 году.

"Основы российской системы комплексных экологических разрешений были приняты федеральным законом в 2014 году, и хотя при ее разработке был учтен лучший зарубежный опыт, сегодня еще рано спорить о том, будет ли наша система лучше или хуже европейской. Можно лишь констатировать, что сделан шаг в правильном направлении перехода от административно-командной системы управления природопользованием к экономической.

На этом пути предстоит сделать еще немало шагов, например, заменить неэффективную систему платежей за загрязнение целевыми экологическими налогами, но направление движения выбрано, и это - главное", - говорит Михаил Бегак, ведущий научный сотрудник НИЦЭБ РАН, член Технического комитета по стандартизации (ТК) 113 "Наилучшие доступные технологии".

По его словам, термины и определения принятых предварительных стандартов очень близки к тем, что распространены за рубежом (в Евросоюзе, Беларуси, Тайване и др. странах), но калькой их назвать нельзя. Структура российских и зарубежных справочников НДТ диктуется самим предметом описания: обзор экологических проблем отрасли, применяемые в отрасли технологии, выбор, исходя из определенных заранее критериев, какая технология является НДТ, обзор перспективных технологий, которые, возможно, станут НДТ завтра, но сегодня их экономическая доступность не гарантирована. Поэтому российские справочники будут очень близки по структуре к зарубежным. По крайней мере, об этом свидетельствует содержание соответствующего предстандарта. То же самое можно сказать и о терминологии. Различия могут быть только в формулировке, но исходные принципы остаются общими. "Это и неудивительно, поскольку одна из целей нового подхода к государственному регулированию природопользования - гармонизация российского природоохранного законодательства с зарекомендовавшими себя международными подходами", - считает Михаил Бегак.

В России справочники НДТ являются документами национальной системы стандартизации, которая устанавливает как обязательные требования, например, к безопасности продукции, так и требования, принимаемые производителем добровольно. "Сегодня еще нет полной ясности в том, как будут использоваться справочники НДТ при выдаче комплексных экологических разрешений. Станут ли параметры выбросов и сбросов, присущие НДТ, безусловно обязательными для предприятий или предметом переговоров между инспектором и природопользователем, реперной точкой, от которой, с учетом местных условий, можно будет отступить как в сторону ужесточения, так и ослабления требований. В странах - членах ЕС сосуществуют оба подхода", - говорит Татьяна Гусева, главный ученый секретарь РХТУ им. Д.И. Менделеева, член ТК 113 "Наилучшие доступные технологии".

Санкции подстегнули легкую промышленность Южного Урала

Разработать российские справочники НДТ нужно вовремя, так как они - инструменты обеспечения экологической безопасности производств. Используя справочники, промышленные предприятия смогут, не дожидаясь 2019 года - начала выдачи комплексных экологических разрешений - оценить, насколько параметры выбросов и сбросов их предприятия соответствуют технологическим параметрам НДТ, и, если подобная система будет создана, получить сертификат соответствия. Он будет говорить об экологической безопасности производства и поможет продукции предприятия получить преимущества на рынке.

Анатолий Решетников, руководитель рабочей группы по вопросам применения принципов НДТ, член Комитета РСПП по экологии и природопользованию, считает, что российская система НДТ будет иметь несколько принципиальных отличий от западных систем. Первое положительное отличие заключается в том, что Федеральный закон N 219-ФЗ позволяет разрабатывать справочники НДТ с учетом имеющихся в нашей стране технологий, оборудования, сырья, других ресурсов, а также с учетом климатических, экономических и социальных особенностей.

Второе отличие - отрицательное: директивой ЕС "О промышленных выбросах" предусмотрено применение механизма расчета показателей воздействия на окружающую среду на основе справочников НДТ. В нашей системе технологические показатели НДТ утверждаются нормативным правовым актом, что потребует больших усилий и материальных затрат, а при этом для индивидуального технологического нормирования они неприменимы. "И наконец, в Европейском союзе справочники НДТ являются основой как для субъектов предпринимательской деятельности при выборе технологий, так и для госорганов при выдаче комплексных экологических разрешений допустимого воздействия на окружающую среду. Предусматривается выдача комплексного разрешения на все виды воздействия (выбросы, сбросы, отходы). В наше законодательство, к сожалению, уже внесены изменения, разрушающие комплексный подход. Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ введены требования о получении предприятиями отдельного разрешения в отношении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", - резюмирует Анатолий Решетников.

По мнению Армена Даниеляна, члена правления, директора по маркетингу и внешним связям АКГ "Деловой профиль", не стоит рассматривать российскую систему НДТ обособленно от зарекомендовавших себя и опробованных технологий развитых стран. Конечно, российская система будет учитывать отечественные разработки в области экологичных технологий, но нельзя ограничивать возможности предприятий в выборе между российскими технологиями и европейскими, американскими аналогами. Поэтому Россия, взяв курс на внедрение системы НДТ, должна дать возможность российским промышленникам, применяющим передовые зарубежные технологии в производстве, пользоваться теми же льготами, которыми будет обеспечиваться предприятия, внедряющие отечественные технологии из справочников.

Промышленность Росстандарт