Этот случай описан в только что вышедшей в издательстве "Бослен" книге Елены Кокуриной "Наталья Бехтерева. Код жизни". Она посвящена выдающемуся российскому ученому в области исследования мозга. Конечно, прежде всего интересен путь познания, который приводит к открытиям, ставшим классикой мировой науки. Но практически всегда за выдающимся ученым стоит выдающая личность. Бехтерева-человек не менее интересна, чем Бехтерева-ученый. Во многом ее характер, ее мировоззрение сформировались в детстве, когда дочь врага народа попала в детский дом. Однажды его директор ей сказал: "Твое будущее - всю жизнь работать на кирпичном заводе. Единственный выход - стать самой лучшей в школе". И вот этот стимул - всегда и везде стать первой - стал для нее мотивацией на всю жизнь.
Есть два типа ученых. Большинство, найдя однажды "золотую жилу", разрабатывают ее всю жизнь. Но некоторые, добившись всеобщего признания, став авторитетом в научном сообществе, вдруг резко меняют направление исследований, начинают, по сути, с нуля. В таком развороте заложен очень большой риск, ведь можно заблудиться, вообще не получить никаких результатов. Но зато счастье прорыва несравнимо ни с чем.
В последние годы жизни Наталья Бехтерева - признанный во всем мире ученый, член многих иностранных академий, лауреат международных премий, автор более 400 научных работ, создатель научной школы - неожиданно стала заниматься новой для себя темой под условным называнием "Умные живут дольше". Ее суть: чтобы продлить свои годы, человек должен не просто постоянно заниматься интеллектуальной работой. Этого мало. Надо ставить перед собой сверхзадачи.
Что имела в виду Бехтерева? Если человек всю жизнь стоял за конвейером, а приходя домой, ложился на диван перед телевизором, то его мозг работал с явной недогрузкой, "ходил по одним и тем же давно проторенным дорожкам". В итоге быстро стареет не только мозг, но и весь организм. На таком автомате живут животные, работа их мозга запрограммирована. Все расписано заранее. Но у человека все гораздо сложнее. Когда он решает новые для себя задачи, то включается весь мозг. Но когда новое освоено, включается режим экономии. Он оставляет активными только те области мозга, которые нужны для данного вида деятельности. Говоря образно, переходит в пассивный режим. Начинает хиреть и быстро стареет.
Отсюда вывод: человек должен постоянно ставить перед собой новые задачи. А еще лучше сверхзадачи. Тогда весь мозг работает на максимуме. Сегодня все это уже можно увидеть с помощью современной техники. Когда даже немолодой человек берется за сверхзадачу, в его мозгу формируются новые связи и образуются новые нервные клетки. То есть творчество преобразует мозг человека. Более того, активируются участки, которые ответственны за работу эндокринной системы, напрямую связанной с процессами старения.
Что же такое сверхзадача? По словам Бехтеревой, это то, что для вас очень важно, чего безумно хочется, но кажется недостижимым. Ее нельзя решить по стереотипу, нет такой готовой матрицы. Придется включать на "полную катушку" свой творческий потенциал. И тогда оживает мозг, оживает организм.
Ученый утверждала, что сверхзадача позволяет не только восстанавливать, но и увеличивать творческий потенциал мозга практически независимо от возраста. "Многолетний опыт в физиологии мозга человека и психофизиологии позволяет мне утверждать, что творческий потенциал мозга можно увеличить, восстанавливать творческой сверхзадачей и что восстановление творческого потенциала вплоть до оптимального его состояния возможно практически независимо от возраста", -- писала она в одной из своих последних работ. Сама Наталья Бехтерева ставила перед собой и решала сверхзадачи постоянно. По сути, вся ее жизнь в науке была чередой таких решений, на уровне стереотипов она не работала никогда.