Действительно ли начался массовый исход мигрантов на родину и как это скажется на экономике уральских регионов, выясняли корреспонденты "РГ".
Челябинская область
В УФМС России по Челябинской области отмечают резкое уменьшение количества патентов, оформляемых гражданами из стран ближнего зарубежья: за две недели января выдали всего 37, тогда как за аналогичный период 2014-го их было свыше сотни.
Все дело в том, что некогда популярный и востребованный документ (в 2014 году в регионе выдано 34 тысячи патентов) стал менее доступным, ведь теперь для его получения требуется представить в миграционную службу весьма объемный пакет документов. Сложней всего получить сертификат на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ: для этого необходимо сдать экзамен, плата за который - 4,9 тысячи рублей. Каждая пересдача обойдется в 1,8 тысячи. Помимо этого нужно оформить полис ОМС и пройти медобследование, а это еще около четырех тысяч рублей.
То есть у приезжего должно быть минимум 35 тысяч рублей, чтобы отправиться в Россию на заработки (расходы на авиабилет, проживание, оформление патента). Таким "стартовым капиталом" обладают далеко не все гастарбайтеры. При этом не нужно забывать, что после получения патента иностранец должен ежемесячно перечислять в бюджет области налог - 3,5 тысячи рублей. С начала года в Челябинской области введен повышающий коэффициент при его расчете (в прошлом году сумма составляла всего 1,2 тысячи рублей).
Среди мигрантов ходит шутка, что в России отныне дешевле не работать, особенно после скачка курсов валют: ведь на родину они отправляют деньги преимущественно в долларах.
Впрочем, по мнению начальника отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Челябинской области Анатолия Пепеляева, пока говорить об изменении потока трудовой миграции рано, ведь она, как правило, носит сезонный характер. Впрочем, он не исключает, что тенденция приобретет устойчивый характер.
Не увеличится в этом году и число приезжих из стран дальнего зарубежья: согласно установленной квоте в Челябинской области получить разрешение на работу смогут только 250 человек.
Свердловская область
Количество приехавших в Свердловскую область трудовых мигрантов в январе 2015 года снизилось на 41,8 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, как заверили корреспондента "РГ" в управлении ФМС, массового оттока гастарбайтеров пока не наблюдается.
- Еще рано делать выводы, объективную оценку мы сможем дать в конце февраля - начале марта, - пообещала пресс-секретарь ведомства Ирина Тугужекова. - Отток безвизовых мигрантов из России вызван не столько вводом экзаменов или необходимостью оформлять загранпаспорт, сколько усложнением миграционного законодательства.
Теперь достаточно всего два административных нарушения - и человеку въезд в страну закрыт, - считает Фарух Мирзоев, председатель совета "Общества таджикской культуры СОМОН". - По нашим данным, под депортацию попадет около миллиона граждан СНГ, в том числе 240 тысяч из Таджикистана.
По его прогнозу, мигранты по-прежнему будут приезжать в Россию, пусть и не в тех количествах, что раньше. Экономическая ситуация в Центральной Азии не очень благоприятная, местный рынок труда просто не сможет поглотить такое количество ресурсов. Возможно, кто-то переориентируется на ОАЭ, Турцию, где оформление более простое, но все равно подавляющее число работающих в России останется здесь. Убыль может стать заметной только в том случае, если традиционные для приезжих сферы (строительство, ЖКХ, общепит и транспорт) сильно затронет кризис.
- Не думаю, что эта ниша будет востребована россиянами. По улицам городов очень заметно, что местное население не хочет махать метлой. Скорее, работодатели начнут закрывать глаза на нелегалов, - рассуждает Фарух Мирзоев.
Подтверждение его словам мы нашли буквально в тот же день: на уличной парковке недалеко от редакции деньги с автомобилистов собирает 19-летний паренек-узбек по имени Усмон. Из далекого аула под Ташкентом на Урал его привез отец, который здесь работает не первый год. На улице - минус 25, укутанный до самых глаз охранник ютится в будке размером метр на метр рядом с обогревателем.
- Домой съезжу в феврале, а потом вернусь. Экзамен сдавать не собираюсь, думаю, мне не надо, я ведь неофициально здесь тружусь. Зарплата - 18 тысяч рублей, раньше это было 600 долларов, теперь 300, но все равно на эти деньги дома у нас можно нормально прожить два месяца, - признается он, с трудом подбирая русские слова.
Как считает Фарух Мирзоев, расширив сферу применения патентов, Россия, с одной стороны, упростила трудоустройство, с другой - осложнила: человеку дается всего месяц, чтобы пройти обучение, сдать экзамен, оформить медицинские бумаги, зарегистрироваться по фактическому месту проживания, что практически нереально.
- Думаю, постепенно люди привыкнут к новым требованиям. Мы не отрицаем, что тесты необходимы, но надо усовершенствовать методы. Например, мы предлагаем продвигать русский язык на бывшем постсоветском пространстве, выплачивать стипендии учителям, организовывать олимпиады. Это не требует больших денег, зато повышает престиж русского языка в глазах молодежи. В Таджикистане русский в школах преподают, это второй государственный язык, но остро не хватает учебников, педагогов: многие бывшие учителя в России на стройках вкалывают, потому что на родине зарплата низкая, - поясняет глава общества "СОМОН".
Тюменская область
Небольшой отток иностранцев наблюдается и из Тюменской области. За январь на миграционный учет здесь поставлено 8,8 тысячи человек - почти на полторы тысячи меньше, чем в январе 2014-го. Однако узбекская авиакомпания, осуществляющая прямые перелеты из Ташкента в Тюмень, с начала года из-за недозагрузки отменила уже несколько рейсов. Как пояснили в представительстве авиакомпании, на 9 февраля из 150 билетов продано только 26. Нести убытки перевозчик не хочет.
По мнению экспертов, останавливают приезжих высокие затраты, которые иностранцам теперь приходится нести при трудоустройстве в России. Цена входного билета на рынок труда поднялась в несколько раз, причем в Тюменской области она одна из самых высоких. Так, в большинстве регионов месячный патент на работу стоит полторы-две тысячи рублей, а в Тюменской области - четыре тысячи. Если суммировать траты на все справки и сертификаты, то получение легальной работы на год в Тюменской области обойдется почти в 70 тысяч рублей.
Впрочем, судя по всему, многие готовы и к таким тратам. В местном госуниверситете, который вошел в пятерку вузов, уполномоченных экзаменовать гастарбайтеров, отмечают, что желающих пройти тестирование немало. По словам специалиста Центра адаптационных практик и тестирования Гулии Шагиповой, ежедневно с заявлениями обращаются до ста иностранцев, которые желают трудоустроиться в регионе или получить вид на жительство. Большинство - выходцы из Средней Азии.
С начала года тестирование прошли уже почти 770 человек. Не сдали экзамен лишь полсотни из них, но и они нацелены на пересдачу.
Как сообщили в региональном УФМС, с заявлениями о выдаче патента обратились пока всего 60 мигрантов, тогда как в январе 2014-го, например, когда разрешающий документ стоил втрое дешевле, было зарегистрировано около тысячи заявлений. Но это, поясняет начальник отделения по вопросам трудовой миграции Ольга Алексеева, связано с тем, что большинство прошедших тестирование пока не получило сертификаты с результатами. Так что специалисты управления резкого сокращения числа мигрантов не прогнозируют.
Между тем местные диаспоры намерены оказать своим соотечественникам посильную помощь в трудоустройстве.
- Кому-то поможем материально, кому-то - советом, - говорит руководитель таджикского культурного центра Абдулло Каримов. - Сейчас договариваемся с университетом, хотим оплатить землякам часть стоимости подготовительных курсов. Дополнительно ведем переговоры с предприятиями, которые нуждаются в рабочей силе. Некоторые из них готовы изначально взять расходы на себя, а впоследствии вычесть из зарплат работников.
Впрочем, все договоренности, по словам Каримова, пока предварительные. Основной приток мигрантов в Россию традиционно наблюдается в марте-апреле. Пока же жители соседних республик лишь звонят, интересуются ситуацией и прикидывают, в какой регион им будет выгодней отправиться.
Курганская область
Как показывает многолетняя практика, массовый приток мигрантов в Зауралье стартует обычно с началом сезонных работ в апреле-мае, а отток происходит в октябре-декабре. Эта тенденция наблюдалась и в 2014 году, сообщили в УФМС России по Курганской области.
- С началом 2015 года въезд трудовых мигрантов резко сократился. В январе на миграционный учет в Курганской области поставлено в два раза меньше иностранцев, чем за аналогичный период прошлого года, - пояснила ведущий специалист-эксперт отдела по вопросам трудовой миграции УФМС Ольга Воденикова.
Она также связывает тенденцию в основном с изменением миграционного законодательства РФ. Учитывая, что 85 процентов приезжих из стран с безвизовым режимом составляют граждане Узбекистана, как правило, слабо владеющие русским языком, в региональном УФМС не исключают снижения их количества. В то же время, возможно, увеличится приток квалифицированных мигрантов, которые после получения патента смогут работать у юридических лиц без оглядки на квоты.
Кроме того, в связи с присоединением Армении к договору о Евразийском экономическом союзе возможно увеличение числа граждан этой страны, которые теперь могут работать в России на основании трудовых или гражданско-правовых договоров с работодателями.
Таким образом, созданы предпосылки для привлечения в страну квалифицированных работников по профессиям, востребованным на региональном рынке труда, считают в Курганском УФМС.
Дмитрий Антонов, директор департамента по труду и занятости населения Свердловской области:
- В системе экономических отношений в любой стране мигранты занимают свою нишу, характеризующуюся набором условий: образование, уровень квалификаций и компетенций, условия труда, размер заработной платы. Когда работодатели согласятся что-либо менять в этом наборе условий, тогда и можно будет говорить о серьезных изменениях рынка труда, а текущая миграция на него не влияет. Однако убыль мигрантов может сказаться на макроэкономике в целом, например, уменьшится поступление налогов.