По словам Цветкова, в последнее время наблюдается резкий рост происшествий с участием пешеходов. Зачастую они выбегают на дорогу из-за транспорта, пересекают проезжую часть в неположенном месте. И проблема заключается даже не в том, что они сами попадают под колеса машин, а в том, что они создают аварийные ситуации: водителям приходится резко тормозить или уходить в строну, в результате происходит авария.
Нынешний штраф - 500 рублей - не оказывает должного действия на пешеходов. Поэтому Цветков предлагает увеличить ответственность этой категории граждан в два раза.
Как считает глава "Союза пешеходов" Владимир Соколов, ни представленные Общественной палатой доводы, ни реальная статистика ГИБДД никоим образом не могут обосновать решение о повышении штрафов. Начнем со статистики. По данным ГИБДД, количество наездов на пешеходов с каждым годом сокращается. В прошлом году таких ДТП зафиксировано почти 59 тысяч. Волнует другое: количество наездов на пешеходов, которые переходят дорогу по "зебре", наоборот растет. Понятно, что в большинстве случаев таких наездов виноват водитель. Если конкретизировать, то 80 процентов наездов на пешеходов происходит на пешеходном переходе. А здесь априори виноват водитель. Ведь он должен был уступить дорогу, как только увидел, что человек начал переход, то есть ступил на проезжую часть.
Примечательно, что, учитывая последние поправки в правила дорожного движения, водитель должен внимательно следить и за теми пешеходами, которые двигаются по обочине и даже по тротуарам.
В 40 процентах наездов, по данным Владимира Соколова, страдают либо пенсионеры, либо дети до 16 лет. Какой штраф можно получить с пенсионера, если у него пенсия 4 тысячи рублей? С родителей ребенка можно что-то получить. Но для начала этого ребенка нужно поймать, затем доставить в отделение полиции, установить его личность, найти родителей и так далее. Понятно, что никто за пешеходами не гоняется. Поэтому даже если увеличить штраф до 5 тысяч рублей, результат будет тот же.
Единственный способ повлиять на происходящее - пропаганда ответственного поведения на дороге. И в "Союзе пешеходов", и в ГИБДД считают, что пояснять тонкости дорожного движения необходимо как водителям, так и пешеходам. А особая категория - это дети. Им необходимо постоянно пояснять все тонкости дорожного движения. Например, внушать, что переходить дорогу нужно только там, где это предусмотрено.
С другой стороны, властям необходимо озаботиться безопасностью пешеходов. Если в Москве, или Санкт-Петербурге, или иных крупных городах переходы есть, то в маленьких населенных пунктах их днем с огнем не найдешь. Поэтому их жители пересекают дорогу, в том числе федеральные трассы, там, где бог на душу положит. И в результате статистика погибших пешеходов только растет. А увеличение штрафов за неправильный переход дороги никому не поможет. Если нет законного перехода, то каждый переходит так, как считает нужным.