Педагог Пташинский очень органично сливается с шумным потоком старшеклассников в школьном коридоре. Но пробегающие мимо ребята строго соблюдают субординацию:
- Здравствуйте, Юрий Сергеевич. Можно взять краски? А что будем делать на следующем занятии?
Одним словом, художник - педагог. А когда начинаю выяснять подробности, оказывается, витиеватыми были его пути к искусству и учительскому ремеслу. В школьные годы Юрий всему другому предпочитал рисование:
- У меня отец - человек рабочей специальности, но рисует очень хорошо. Все - от него. Четыре года, будучи школьником, я занимался в областном Дворце творчества детей и молодежи "Юность" в студии известного гомельского художника-педагога Валентина Петровича Покаташкина. Сейчас понимаю, как мне тогда крупно повезло. Человек удивительной способности - заражать своей энергией, интересом ко всему, что происходит вокруг. Встретившись с таким учителем, на самом деле трудно не полюбить живопись.
Вот и Юрий ушел в искусство с головой. Правда, избрал не совсем обычный способ для продолжения дела своей жизни - поступил на архитектурный факультет Белорусского государственного университета транспорта. И благополучно его окончил. А после, хорошенько поразмыслив, отправился... в школу учителем рисования, где теперь ведет кружок для учащихся младших классов. В свободное же от работы время пишет картины. Пытаюсь нащупать корни его нынешнего пристрастия:
- Значит, увлечение песком архитектура навеяла?
- Вовсе нет. Чистая случайность. Как-то раз решил подработать. В одном агентстве предложили место художника пескографии. Оборудование - фирмы. Воображение и руки - мои. Прошел курс обучения.
- Неужели всё просто и дело техники?
- Поначалу и я так думал. Но вот четыре года этим занимаюсь, и понимаю - это искусство. Все, что у тебя есть, - песок. Чуть выше поднята рука, резче движение, больше струя песка, и уже ничего не получится. Результат зависит от любой мелочи. Ведь в чем суть: не просто нарисовать, а создать картины, плавно переходящие одна в другую. Помню свои первые выступления. Руку сводило так, что ее просто не чувствовал. Или как-то по просьбе друга рисовал песчаный портрет его девушки. Полтора часа выкладывал песчинку к песчинке... Однажды перед выступлением вдруг обнаружилось, что забыли привезти песок - для этой работы покупается специальный. И тут я вспомнил о панировочных сухарях, на которых тренировался дома. Тогда они меня здорово выручили.
- То есть годится все сыпучее?
- На самом деле по-настоящему идеальный материал только песок. В нем можно написать абсолютно всё.
Понятно, что Пташинский далеко не пионер в деле пескографии. Нынче это популярная фишка, взятая на вооружение индустрией развлечений. Однако есть в его почерке узнаваемое - собственное. Смотрю на портрет барышни. Юрий колдует над самодельным стеклом-столом (лично собирал оборудование). Глазам трудно поверить: песчаная пелена вдруг обретает совершенно реальные черты. Пташинский, взглянув на газету в моих руках, предлагает ее "песчаное" прочтение. Россыпь по стеклу, эффектный взмах рукой, быстрые движения. Ага, вечер, окно, кот, газета. И вдруг Юра ладонью начинает все это стирать. Я в шоке - не успела навести фотокамеру:
- Подожди, зачем?!
- Спокойствие!
Оказывается, это его коронный номер - капли дождя, стекающие по оконному стеклу. Лишь стирая, получает столь реалистичный эффект. Теперь я понимаю природу потрясения, испытанного итальянской публикой, которая пришла на выставки Пташинского в арт-галерее Кальяри:
- Кстати, а почему именно Италия?
- Первая выставка, уточню, была пару лет назад в Гомеле. А в Италии? Все школьное детство я ездил туда в семью на оздоровление. Осталось много хороших друзей, с которыми поддерживаю связи и сегодня. Собственно, они предложили провести выставки с песчаным шоу. В прошлом году это была выставка в городке Долианова. Нынче в январе - проект, огромное спасибо, поддержало почетное консульство Беларуси в Кальяри. Удивительно, но пескография в Италии практически не представлена. Поэтому шоу вызвало столько эмоций, за которые я, конечно же, благодарен. Сейчас все мои мысли о том, чтобы организовать выставку в Гомеле, а в конце лета с новыми работами вернуться в Сардинию. Предложение уже есть.