Внезапность смерти означала не просто неожиданность потери, для верующей Ксении удар усиливался еще и тем, что муж отошел в мир иной, не успев исповедоваться и причаститься. Можно только предполагать, что в сердце и сознании овдовевшей Ксении произошел переворот: она почувствовала призрачность земного счастья, недолговечность всего земного вообще. И, осознав это, молодая женщина поступает не просто разумно, но и последовательно - она отвергает весь этот такой непрочный мир и оставшуюся часть своей земной жизни посвящает служению миру иному.
То, что происходило дальше, народная память сохранила во всех подробностях. В день похорон молодая вдова надела на себя одежду мужа и на соболезнования близких отвечала, что Андрей Феодорович не умер, а вот она, Ксения Григорьевна, умерла - это понятно, отныне для мира она мертва. С тех пор она не отзывалась на свое имя и просила называть ее Андреем Феодоровичем. Родные подумали, что от горя у нее помутился рассудок. Их подозрения усилились, когда на следующий день она раздала свои вещи бедным, отнесла все деньги в храм, а дом подарила знакомой, взяв с нее слово, что та будет пускать туда нищих. Все это не могло не показаться странным, и родственники настояли на том, чтобы она прошла медицинское освидетельствование. Однако комиссия пришла к выводу, что Ксения Григорьевна Петрова, вдова двадцати шести лет, психически здорова и вправе распоряжаться своим имуществом сама. Ее не стали задерживать, так началось сорокапятилетнее скитание блаженной Ксении по улицам столицы.
В обветшалом костюме мужа, в разодранной обуви она с удивительной стойкостью и кротостью переносила все превратности петербургского климата и жизни под открытым небом. Только раз ее видели в гневе, когда жестокость мальчишек, закидывавших ее камнями и комьями грязи, перешла все пределы. Свидетели безобразной сцены, сначала безучастно наблюдавшие за происходящим, были так потрясены видом разгневанной Ксении, что немедленно прекратили издевательства. Больше такого уже не допускали. Полиция не могла не заинтересоваться, где ночует женщина: проследив за ней, увидели, что ночи напролет в любую погоду она проводит в поле в коленопреклоненной молитве.
Люди в России в то время были церковно грамотными, и Ксеньюшка быстро была признана блаженной. Само слово "блаженная" означает, что святая прославилась подвигом юродства Христа ради - самым необычным из всех видов святости. Подвиг юродства Христа ради заключается не просто в добровольном отказе от удобств, комфорта, любых благ цивилизации, это еще и отречение от своего дома, от любой собственности, вплоть до одежды, и даже от постоянных человеческих отношений, то есть от всего того, что привязывает человека к миру земному. Но и это не все. Трудно даже представить, что человек может добровольно отречься от разума - той его части, которая отвечает за житейское благополучие. Юродство Христа ради предполагает полное пренебрежение им. Не личное счастье, не здоровье, не материальное благополучие - Царствие Небесное становится центром устремления человека, а значит, все, что мешает этому, пусть даже и твой разум, уже не имеет цены. Кстати, средоточие всей личности на Боге и есть главное отличие юродивого от всех тех, кто пренебрегает правилами общественной жизни по каким-то иным соображениям. Подвиг юродства требует особенного мужества, ведь человек противопоставляет себя миру и этим вызывает на себя и осуждение, и насмешки, и прямое издевательство. Но терпеливо перенося все, он преодолевает в себе самый главный грех, корень всех грехов - гордыню, победить которую труднее всего. Как объяснял Серафим Саровский, юродство Христа ради требует особой силы духа, на такой подвиг нельзя вызываться самому, сорвешься, это всегда призванность Богом. Юродство - это феномен именно русской святости.
В поведении Ксении было много необычного: например, она отказывалась брать милостыню вещами, одеждой, деньгами, входя в дом, говорила: "Вся я тут". А если что-то и брала, то только от людей праведных, причем всегда пустяк - пряник, копейку, пуговицу, которые тут же и отдавала. Люди заметили, что удача начинала сопутствовать и тому, у кого Ксения брала, и тому, кому потом это передавалось. Матери знали, что достаточно Ксении просто погладить заболевшего ребенка по головке, как тот вскоре выздоравливал. В молитве святой все это названо "сиянием благодати".
Уже при жизни принадлежавшая другому миру, она обладала и даром предвидения. Как-то горожане обратили внимание на то, что Ксения несколько дней подряд горько плачет: "Кровь, кровь, реки налились кровью, каналы кровавые!". Смысл слов стал ясен три недели спустя, когда поползли слухи о неудачном перевороте и убийстве Шлиссельбургского узника императора Иоанна VI Антоновича.
Это кажется невероятным, но сорок пять лет скиталась по улицам Петербурга блаженная Ксения, как сказано в молитве, "безумием мнимым безумие мира обличившая" и "град Петров всенощным бдением от бед ограждавшая". Кстати, в той же молитве святой блаженной Ксении Петербургской ее называют верной спасительницей "в бездне отчаяния погибающих".