Пьеса "Баба Шанель" известного екатеринбургского драматурга и режиссера Николая Коляды с успехом идет во многих театрах России. В Петербурге постановку осуществил режиссер Юрий Цуркану, постоянно работающий в театре Миронова. Как здесь говорят, "у нас получают возможность встретиться на одной сценической площадке актеры, не обремененные никакими другими проблемами, кроме творческих". Контрактная труппа объединяет более ста артистов Санкт-Петербурга. Многие из них именно здесь сыграли одни из лучших своих ролей. Однажды народная артистка СССР Мария Миронова, мать Андрея Миронова, сказала основателю театра Рудольфу Фурманову: "Рудольф, вы как крючок: умеете зацепить талантливых и интересных людей".
В спектакле заняты первоклассные актрисы: Татьяна Пилецкая ("Балтийский дом"), Лариса Леонова (Театр имени Ленсовета), Вера Карпова (Театр комедии имени Акимова), Ирина Соколова, Татьяна Захарова. На Ирину Соколову ходят в БДТ и в ТЮЗ, в "Балтийский дом" и "Экспериментальную сцену" под руководством Анатолия Праудина. Татьяна Захарова - настоящая жемчужина смеха, снимается в кино.
Актрисы играют участниц самодеятельного ансамбля русской песни "Наитие", существующего при Доме культуры Всероссийского общества глухих. По случаю 10-летия ансамбля после концерта устраивают праздничное застолье. Героиням от 70 до 90. "Наитие" - их жизнь. А когда руководитель приводит в коллектив новую солистку Розу Николаевну, женщины активно протестуют. Потому что ей 55, она отодвинет их всех - буквально! - на задний план: теперь они должны стоять в глубине сцены, в темноте, и тихонько подпевать. "Ребрендинг!" - говорит руководитель.
Чудесную компанию прекрасно дополняют молодые актеры Ксения Каталымова, сыгравшая пенсионерку Розу Николаевну, и Ярослав Воронцов, исполняющий роль 30-летнего Сергея Сергеевича, руководителя ансамбля. Ярослав Воронцов - актер Театра комедии, а Ксения Каталымова прежде работала там, потом переехала в Москву, выучилась на кинорежиссера.
- Такой роли у меня еще не было, - рассказала корреспонденту "РГ" народная артистка России Татьяна Пилецкая. - Я играю, в основном, костюмные роли, исторические, а если современные - то это героини с характером. Тут же совершенно другая женщина. Бывший бухгалтер, попала в самодеятельный коллектив. Она одинока, всю жизнь ждала любви, внимания, но не сложилось.
Мне казалось, что я глубоко и серьезно познала профессию (40 картин в кино, 50 лет в театре), но прочитав пьесу "Баба Шанель", засомневалась. Драматургия Коляды мне не близка. И образ героини Ираиды Семеновны показался слабым: характер не выписан, невнятный. Однако режиссер разубедил, каждой из нас выстроил образ. И постепенно что-то стало получаться. Меня привлек интересный коллектив, все актеры - талантливые. Правда, все из разных театров, все заняты, и собрать нас на репетиции было непросто. Но в результате родился спектакль, который, по-моему, мы все с удовольствием играем. Зрители воспринимают его совершенно неожиданно, мне уже говорят: "Это кусочек жизни, в которую мы заглянули". Что меня подкупает, на спектакль все время приходят актеры, что в нашей среде бывает чрезвычайно редко. В моем театре заманить коллег на спектакль, в котором они не заняты, практически невозможно…
Рудольф Фурманов, народный артист России, художественный руководитель, директор театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова:
- "Бабу Шанель" мне посоветовала прочитать Галина Борисовна Волчек (на сцене "Современника" идут пьесы Николая Коляды). Коляда дал нам право постановки пьесы в Петербурге. И даже побывал у нас на репетиции, за две недели до премьеры.
Я счастлив, что удалось собрать в спектакле легендарных актрис петербургской сцены. Этим я выполнил завет Олега Ефремова - не забывать стариков. Когда Олег Николаевич поставил во МХАТе "Соло для часов с боем", великие артисты ожили и играли в этой постановке до конца жизни. Помню, как засверкал артист Виталий Полицеймако, когда Георгий Александрович Товстоногов пришел в БДТ, - выдающиеся роли в спектаклях "Эзоп", "Идиот", "Горе от ума". У меня тоже была мысль поставить "Соло для часов с боем" для Людмилы Макаровой и Николая Трофимова. Но не успели. А ведь как важно успеть! И как важно подсказать артисту: "Не бойся, попробуй сыграть "не твою" роль"…
С Татьяной Пилецкой я дружу с 1956 года, после выхода фильма "Разные судьбы", сделавшего ее знаменитой. Мы вместе концертировали с ней и с Юлианом Паничем. Тогда же я познакомился с акимовкой Верой Карповой, смотрел все ее спектакли. Она давно хотела сыграть в нашем театре, и вот момент настал. Я помню, как блистала в спектаклях Игоря Владимирова Лариса Леонова, которую для меня открыл Владислав Стржельчик: "Какая актриса! Посмотри ее". Леонова - грандиозная, на нее надо ставить спектакли. В конце 90-х Ирина Соколова играла "Любимый месяц август" в моем театре, ее работу высоко оценила Галина Волчек. Замечательный актер Театра комедии Ярослав Воронцов играет у нас уже в семи спектаклях. Ксению Каталымову я увидел в "капустнике" акимовского театра, это настоящий бриллиант, она занята в пяти наших спектаклях, блестяще сыграла совсем не комедийную роль Оброшеновой в "Шутниках" по пьесе Островского и была отмечена "Золотым софитом". И мне особенно приятно, что именно на нашей сцене впервые вместе сыграли мать и дочь, ведь Татьяна Захарова, которую многие запомнили по кино как мать Данилы Багрова в балабановском "Брате", - не просто блестящая острохарактерная актриса, она еще и мама Ксении Каталымовой.