Правда, вопреки ожиданиям, когда речь идет о топливе, имеется в виду не бензин или другое углеводородное сырье, а метанол. Это особый вид спирта, который, в частности, используют в качестве горючего для болидов "Формулы-1". По мнению ряда экспертов, именно на нем в перспективе смогут ездить большинство автомобилей.
- Продуктами сгорания метанола являются углекислый газ и вода, - рассказывает директор центра коллективного пользования "Физика и технологии наноструктур" Тамерлан Магкоев. - Наш катализатор - борид молибдена - до 30 процентов этих отходов вновь превращает в метанол, что, соответственно, позволяет значительно экономить горючее. Катализатор можно использовать не только в автомобильной, но и в других отраслях промышленности. Интересно, что подобные технологии в Японии уже внедрены на предприятиях - в таких компаниях, как "Мицубиси", "Тойота" и "Кодак". Это позволяет эффективно заниматься энергосбережением и экономить предпринимателям миллионы долларов США.
По словам Тамерлана Магкоева, сейчас созданный "чудо-порошок" прошел лабораторные испытания. Следующий этап - его внедрение в промышленность, однако в условиях экономического кризиса сделать это пока не представляется возможным. Нужны многомиллионные инвестиционные вложения, на что бизнес не готов раскошелиться.
Сейчас ученые центра коллективного пользования проводят новые испытания разработанного катализатора, надеясь повысить его физические качества. Минобразования и науки Северной Осетии выделило на это соответствующий грант, частично профинансировав исследования.
Тем временем
В России создано более 50 центров коллективного пользования в разных регионах страны. Учреждения оснащены новейшей техникой и оборудованием, которые могут использовать ученые и исследователи многих организаций. В этом состоит основная задача центров - предоставить открытый доступ к передовым технологиям широкому кругу людей, которые работают в науке.