Попадая на эту выставку - попадаешь в Москву, которой уже нет. Выставку нельзя охватить беглым взглядом, по ней нельзя пробежаться. Атмосфера и дух времени переданы настолько точно и живо, того и гляди, из какой-то комнаты все же возьмет и выглянет Владимир Маяковский, Лиля Брик, Сергей Эйзенштейн или даже сам Борис Пастернак.
В экспозиции представлены уникальные вещи, не выставлявшиеся до этого ни разу. Например, в первом зале, домашнем, как характеризуют его кураторы, благодаря семье Пастернака можно увидеть небольшой альбомчик зарисовок Бориса Леонидовича, который соседствует с работами отца поэта - художника Леонида Осиповича, а также детские фотографии писателя.
В следующем зале - дружба с футуристами. Баловство было присуще писателям: листок с игрой в буриме, в которой принимали участие Владимир Маяковский, Борис Пастернак и Роман Якобсон. Следом зал, где демонстрируются редкие фото- и кинохроники, которые запечатлели стремительно менявшуюся жизнь страны. Здесь же свидетельства поездки в Грузию Пастернака, знакомство с Тицианом Табидзе и Паоло Яшвили, многочисленные переводы Бориса Леонидовича.
Сильное впечатление производит инсталляция "Образ Лубянки", посвященная репрессированным поэтам и писателям, многие из которых были близкими Пастернаку людьми: на подсвеченной стене в ряд, словно из окон, на посетителей смотрят лица тех, кто стал жертвой Большого террора… В зале практически нет других экспонатов. В нем, темно, пустынно и холодно.
Побег из этого зала посетитель совершает на дачу в Переделкино, где прошел период "затворничества" поэта. Здесь много фотографий писателя с друзьями, личные вещи. Из них особое внимание привлекают очки - небольшие с кругленькой оправой, модники и сегодня должны оценить их по достоинству. Представлены прижизненные издания с дарственными надписями, автографы и письма. Наиболее интересная серия фотографий - портрет-раскадровка Пастернака, сделанная в эвакуации его другом В. Авдеевым.
В последнем зале перед нами фотографии похорон Пастернака и диплом лауреата Нобелевской премии.
Анна Рудник - один из куратор выставки - перед открытием процитировала слова Пастернака, заметив, что вся экспозиция, в сущности, об этом: " …по слепой игре судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы так привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, художник оказался в моем случае незатертым и нерастоптанным".
Руководитель Роспечати Михаил Сеславинский, к тому же известный библиофил, выступая на открытии, заметил, насколько трогательно и трепетно почитатели творчества Пастернака относятся ко всему, что имеет хотя бы малейшее отношение к жизни поэта: "Когда мы отбирали с куратором выставки Анной Рудник экспонаты для экспозиции, я показал ей одну карточку, которая лет семьдесят переходила от одних собирателей к другим, попадала в букинистические магазины и, наконец, оказалась у меня.
Это почтовое извещение отделения, которое находится около Лаврушинского переулка, где заказное письмо вместо Бориса Леонидовича получила его домработница.
И там так и написано: домработница и подпись ее. Десятки лет люди этот квиток хранили, как реликвию".
Кстати
Михаил Сеславинский предоставил Государственному литературному музею и несколько экспонатов из личной коллекции, например, из его собрания здесь можно увидеть дарственный автограф Бориса Пастернака Анне Ахматовой на сборнике рассказов, выпущенном издательством "Круг", а на сборнике избранных стихов Пастернака, выпущенном издательством "Узел", внушительный автограф М. Кузьмину, где в частности написано: "Книжечки этой не читайте, т.к. она о границах издательских возможностей "Узла" дает большее понятье, чем о моих авторских". Представлена на выставке и книжка Бориса Пастернака "Зверинец", и конверт письма Пастернака Чиковани от 23 декабря 1955 года - все из личного собрания Сеславинского.
Выставка продлится до 25 апреля.
Адрес: Трубниковский переулок, 17
Проезд до станции метро "Баррикадная", "Смоленская"