Марат Шакирзянович! За последние четыре года в Москве построены 14 станций, 28 км новых линий подземки. Но в ближайшие три года в столице собираются построить еще более 60 км и 30 станций. Финансовый кризис не замедлит эти работы?
Марат Хуснуллин: Если что-то и будем сокращать, то метро это может коснуться только в крайнем случае и в самую последнюю очередь. Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин дал команду финансирование строительства метро не сокращать. В Москве количество транспорта прирастает в год на 200-300 тысяч автомобилей. Если не строить подземку, то для города это будет просто засада. В прошлом году, когда 27 декабря пошел сильный снегопад, метрополитен поставил рекорд, перевезя за один день 9 миллионов 270 тысяч пассажиров. Никогда еще столько не было! И так при любом ЧП - только на метро вся надежда. Тем более, что с точки зрения вложения денег на пересчет перевезенных пассажиров выгоднее метро ничего нет.
Поэтому его строительство мы сейчас не замедляем, а, напротив, ускоряем по той же причине, что и "Лужники": это прямая экономия бюджетных средств. Мы сравнялись уже с китайцами и по скорости, и по объемам, и по цене, что немаловажно, так как считается, что они строят дешевле всех в мире. Внимательно изучаем их опыт, впрочем, как и они наш, не проходит месяца, чтобы в Пекине не было нашей делегации или в Москве из Пекина.
Китайцам тоже интересен опыт Москвы?
Марат Хуснуллин: У нашего метрополитена есть одна особенность, которую не превзошел никто в мире, - это частота движения. Поезда у нас ходят каждую минуту и минуту 15 секунд. Китайцы только сейчас в своих проектных решениях стали закладывать такую же частоту, раньше у них интервал составлял не менее 2 минут.
У Москвы безвыходная ситуация: метро связывает весь город, из конца в конец ни на чем больше и не доберешься.
Марат Хуснуллин: В этом наш город схож с другими мегаполисами мира. Такая же ситуация и в Пекине, и Токио, и Сеуле.
Все быстрые победы для дальнейшего развития метро, где можно было продлить линию на 2-3 станции, у нас уже позади. Сейчас мы вошли в крупные проекты - такие, как радиальная Калининско-Солнцевская линия. Ее нужно вводить сразу крупными блоками, что мы и намерены сделать частично в 2016-м, когда она дойдет до района Раменки, и полностью - в 2017-м году. Линию метро жителям района Солнцева обещали еще 20 лет тому назад. Но сейчас они ее получат точно, так как многие станции, например, "Ломоносовский проспект", на 90% уже готовы, но пока не работают. А в самый отдаленный район Москвы - в Некрасовку - придет абсолютно новая Кожуховская линия. Строится Третий пересадочный контур - "второе кольцо" метро - на 12-киломеровом участке с 6 станциями: "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Ходынское поле", "Хорошевская", "Шелепиха" и "Деловой центр", который разгрузит перегруженную действующую Кольцевую линию и пересадочные станции в центре города. Все эти линии будут введены в 2016-м году.
Буквально с 3 января мы встречаемся с каждым из подрядчиков, работающих на строительстве метрополитена, и говорим: у вас есть контракт на три года? Хотите завершить работы за 2-2,5 года? Скажите нам об этом, и мы вас ограничивать в деньгах не будем, найдем необходимые суммы, чтобы ускорить стройку.
Какие новые станции получат москвичи в этом году?
Марат Хуснуллин: В ближайшие два месяца - участок от станции "Жулебино" до станции "Котельники" - он уже готов, поезда ходят в режиме обкатки. Первый раз мы проехали по нему до центра города в конце 2014-го. Но поскольку станция "Котельники" находится на территории Московской области, есть много чисто юридических вопросов с оформлением документов. Конечно же, достроим станцию "Саларьево" - там немного затянулось оформление земли из-за взаимоотношений с собственниками. И тогда можно будет одновременно ввести весь участок от станции "Тропарево" до "Саларьево", так как промежуточная между ними станция "Румянцево" на 95% уже готова, к ней можно подъехать хоть завтра, но вводить "Румянцево" нужно одновременно с "Саларьево", потому что схема этого участка предусматривает оборот поездов только за конечной станцией "Саларьево" - ее мы запустим в июне, и тогда от "Юго-Западной" будет полноценная подземная дорога в Новую Москву.
Есть еще на выходе тяжелейший участок Люблинско-Дмитровской линии от станции "Марьина Роща" до "Петровско-Разумовской", который проходит на глубине 60 метров по очень сложным грунтам и сложным наклонным спускам. Строители там то и дело попадают сразу в два водоносных слоя, поэтому все время приходится применять заморозку. Очень много ручной работы отбойными молотками, а взрывать - нельзя.
У вас была еще задержка на станции "Петровско-Разумовская" из-за чугунных тюбингов, которые прекратил поставлять Днепропетровск после начала событий на Украине. Нашли чем их заменить?
Марат Хуснуллин: Да, мы потеряли на этом полгода. Но сейчас недопоставки закрыты, и работы возобновились. Тюбинги освоили российские заводы, к которым мы обратились с такой просьбой. Так что строительство станций "Бутырская", "Фонвизинская" и "Петровско-Разумовская" летом должно быть завершено. Плюс станция "Технопарк" возле развивающейся территории завода ЗИЛ.
Строите метро много и быстро. Достаточно ли при этом уделяется вопросам безопасности?
Марат Хуснуллин: Метро - стратегически важный объект, который гораздо прочнее любого наземного объекта, оно способно выдержать любое стихийное бедствие. На сегодняшний день московское метро, кто бы что ни говорил, остается самым безопасным в мире. По всем показателям оно в разы безопаснее любого другого метрополитена - будь то нью-йоркского, пекинского... Мы никогда ничего не делали и не делаем в ущерб качеству. Причем если раньше у нас было 6 инспекторов на всей строящейся подземке, то теперь их 36. Они круглосуточно присутствуют на каждом объекте, контролируя каждый вид работ, включая каждую заливку бетона.
Еще одно новшество - появление своей специально созданной лаборатории. Раньше инспектор стройнадзора, сомневаясь в качестве, скажем, того же бетона, заказывал его проверку какой-то сторонней организации и ждал, пока его заказ пройдет, пока он получит ответ. В прошлом году мы закупили необходимое оборудование для контроля за качеством строительства метро. И теперь бетон заливают и одновременно автоматически забираются пробы из каждой партии. Проверка присутствует везде - на сооружении станций, укладке путей и т.д. Любая планерка начинается с обсуждения вопросов качества.
А время обкатки на новых участках не увеличилось?
Марат Хуснуллин: Увеличилось вдвое. Раньше катали месяц, сейчас - два месяца. По этой причине произошла заминка со сдачей станции "Тропарево" в прошлом году, потому что два месяца поезда катали. Вот и от "Котельников" будут катать два месяца. Вообще надо иметь в виду, что есть срок сдачи любого объекта - строительный, а есть - срок заселения, в который входит еще оформление документов. Представляете, сколько их нужно подготовить? На те же "Котельники" - высотой с метр на всем столе, за которым мы сейчас сидим. И под каждым - сотни подписей специалистов и различных служб. По этой же причине жилой дом, к примеру, мы сдаем в декабре, а заселяем - в марте.
Сколько строителей сейчас занято прокладкой подземки?
Марат Хуснуллин: 30 тысяч рабочих, шесть тысяч проектировщиков и около 5 тысяч других специалистов.
Кстати
За три года - с 2015 по 2017 год - столица планирует открыть 35 новых станций метро, пять электродепо для обслуживания поездов и увеличить протяженность подземки на 60 км. "Это самый эффективный вид транспорта в Москве, - подчеркивает Марат Хуснуллин. - Если один автобусный маршрут при полной загрузке может перевезти за сутки 8 тысяч человек, причем по выделенной полосе, то одна линия метро - до 1 миллиона человек".
Марат Хуснуллин на "Деловом завтраке" в "РГ"