По прогнозам экспертов J son & Partners Consulting, к концу 2017 года, что объем российского рынка OTT-сервисов вырастет до 11,4 миллиарда рублей, а средний темп роста рынка в денежном выражении в 2014-2017 годах составит 33,1 процента. Для российского рынка размер пользовательской базы ОТТ-видеосервисов исчисляется как число уникальных зрителей, смотрящих видео в сети. К 2017 году зрительская аудитория ОТТ-видеосервисов в России составит 100 миллионов уникальных пользователей, достигнув проникновения 70%. По словам управляющего директора по медиа-проектам J son & Partners Consulting Михаила Шеховцова, сейчас рынок OTT в России входит в стадию устойчивого рыночного роста.
"Начинают смешиваться бизнес-модели компаний, все форматы развивающегося интернет-видео имеют тесную связь с OTT-сервисами. Как в прошлом рынок онлайн-контента съел рынок DVD, так сейчас OTT-сервисы вытесняют традиционные каналы, - говорит Михаил Шеховцов. - Интернет-телевидение предоставляет больше возможностей, его экстенсивный рост объясняется активным вовлечением пользователей. В будущем произойдет слияние ТВ и интернета, начнется конвергенция с разными интернет-сервисами: видеосвязью, соцсетями. Уже сейчас социальные медиа активно интегрируют видеоплатформы для разных типов устройств. Рынок переходит от стадии технологических инноваций к стадии продуктовых, контентных инноваций".
Приоритетным направлением для лидеров ОТТ-рынка в России является расширение библиотеки фильмов, диверсификация видеоконтента по жанрам, создание сопутствующих сервисов/порталов (музыкальные порталы, антивирусы, игры). У подавляющего числа ОТТ-провайдеров контент представлен во всех категориях, включая сериалы, кинофильмы, ТВ-программы.
"На рынок OTT выходят теперь независимые интернет-провайдеры и крупные IT-компании. Главным устройством для этих сервисов становится Smart-TV. Постоянно расширяется библиотека контента. Сервис обходится дешевле не только пользователям, но и производителям контента: гораздо дешевле делать прямые эфиры в интернете, а не на телевидении. Помимо этого интерактивное TВ можно использовать для общения", - отметил Михаил Шеховцов.
На российском рынке ОТТ-видеосервисов наиболее широко распространенной формой монетизации является АVOD (рекламная модель), по итогам первого полугодия 2014 года 73% доходов генерируется именно этой технологией. А 23% выручки формируется платными бизнес-моделями.
"Мировой рынок цифрового контента растет на 12-14% в год. Его можно разделить на игры, видео, книги и музыкальный контент. Основной драйвер развития - игры и видео. В прошлом году в интернете было уже 73 млн уникальных зрителей, в следующем году их будет 100 млн, - рассказал директор департамента по продуктам и маркетингу компании "Нэт Бай Нэт Холдинг" Роман Лещенко. - Пока главное различие между мировым рынком OTT и российским в модели монетизации. У нас зрители предпочитают рекламную модель. Во всем мире люди сидят на подписке, мировой рынок - более зрелый. Наши операторы связи на этом рынке работали пока не активно, и сейчас его формируют интернет-компании".
По наблюдениям экспертов, ключевыми тенденциями развития российского рынка интернет-вещания является интерактивность показываемого контента, рост проникновения Smart TV, миграция телеком и ТВ-сервисов в интернет, рост проникновения смартфонов и планшетов и расширение модельного ряда мобильных устройств, насыщение смежных рынков. Также формирует положительную динамику развития OTT-сервисов кроссплатформенность - одновременное или последовательное потребление разного (или одного и того же) контента одним пользователем на нескольких устройствах разных категорий: TV, PC, mobile и активное развитие электронной коммерции в этом сегменте.
"Для федерального провайдера связи рынок OTT - рынок возможностей, потому что ШПД замедляет рост, цифровое ТВ ограничено сетью. Приходит время, когда операторам нужно обратить внимание на новые рынки", - отметил Лещенко. У них уже есть контент, необходимый клиенту, отлаженная инфраструктура и опыт предоставления цифрового ТВ. Кроме того, Россия входит в топ-10 по времени телесмотрения. Это означает, что клиенты для новых сервисов всегда найдутся.