16.02.2015 16:14
Культура

Валерий Кичин: Кто и за что получит премии "Оскар" в этом году

Текст:  Валерий Кичин
В Москве будет раннее утро понедельника 23-го, когда в вечернем Лос-Анджелесе объявят лауреатов премий Американской киноакадемии "Оскар". Ценность этих премий скептики постоянно подвергают сомнению, но церемония их вручения неизменно становится главным шоу года. Правомерность выбора киноакадемиков постоянно оспаривается - но золоченая статуэтка все равно остается самой заветной мечтой кинематографиста. Такова волшебная сила раскрутки.
Читать на сайте RG.RU

В некоторых наших СМИ высказывают уверенность, что фильм из России в Калифорнии могут наградить, только если он - против России. Что ж, попробуем найти антирусские мотивы в "оскароносных" фильмах "Война и мир", "Москва слезам не верит" или "Утомленные солнцем" - получилось?

В шорт-листе номинации "Лучший фильм на иностранном языке" впервые за последние 8 лет - наша картина "Левиафан". С ней конкурируют "Ида" (Польша), "Мандарины" (Эстония), "Тимбукту" (Мавритания) и "Дикие истории" (Аргентина). Порадуемся: из пяти фильмов четыре связаны с традициями восточноевропейских кинематографий - Павел Павликовский много работал с русскими кинематографистами, Абдеррахман Сиссако учился в московском ВГИКе, Заза Урушадзе - выпускник Тбилисского университета театра и кино. Что касается представляющего Россию Андрея Звягинцева, то он был театральным актером в Новосибирске, пока не решил попробовать счастья в Москве. Свои киноуниверситеты прошел в залах московского Музея кино - думаю, это позволило ему избежать стереотипов, свойственных профессиональным киноакадемиям, впитать в себя лучшие традиции классики и войти в число немногих русских режиссеров, чьи фильмы востребованы на экранах мира.

Кадры из фильма "Левиафан"

По крайней мере четыре фильма из пяти очень сильны. "Левиафан" долго был лидером по числу призов, он получил и "Золотой глобус", что, считается, обещает триумф на "Оскаре". Но вдруг пошла полоса неудач: британская BAFTA и Felix - премия Европейской киноакадемии - предпочли ему польскую "Иду". Эта история о послушнице, узнавшей о своих еврейских корнях и отправившейся искать родительские могилы, открывает тему Холокоста с новой стороны: участия самих поляков в истреблении евреев. Попутно затронута тема поисков смысла жизни, которые завершатся решением героини отдаться Богу - простые семейные радости покажутся ей лишенными высшей цели. Фильм аскетичен: фронтальные композиции, строгая черно-белая графика, лаконичная, без истерик, актерская манера. Фигуры героев в кадре смещены вниз, над их головами тяжело нависает пространство - словно невидимый груз: неискупленная вина или неизбежный высший суд. Чувствуются приемы старого польского кино, и прежде всего Ежи Кавалеровича с его "Матерью Иоанной от ангелов". Шансы на "Оскар" несомненно велики, "Ида" - главный соперник "Левиафана".

Кадры из фильма "Ида"

"Мандарины" - на самом деле грузинская картина, которой Эстония дала осуществиться. Действие происходит в годы грузино-абхазской войны 90-х; старик-эстонец дает приют двум раненым - грузину и чеченскому наемнику. Это кино способно держать в напряжении от и до - такая в нем яростная сшибка характеров, такая выстраданная, пронзительная правда: только посмотрев друг другу в глаза, враги перестают быть врагами. Фильм мудрый, эмоционально накаленный и одновременно сдержанный. Возможно, самый актуальный из всей пятерки. Думаю, тоже сильный конкурент. Не будь "Левиафана", я бы "болел" за него.

Сюжет "Тимбукту" навеян трагедией в Мали, где семья была насмерть забита камнями религиозными фундаменталистами только за то, что дети родились вне освященного Аллахом брака. Картина переносит нас в утонувший в песках поселок, оккупированный религиозными фанатиками. Запрещено все: курение, футбол, музыка и пение, а женщины должны быть замотаны в тряпки, дабы не было соблазна. Но похоть одолевает правоверных: даже в очертаниях барханов с чахлыми кустиками в ложбине им видится женское лоно, и они остервенело расстреливают его из автомата. Впечатляет все более нам привычное сочетание средневекового сознания с современными технологиями, которыми охотно пользуются новые мракобесы: мобильниками и джипами. Есть изумительные сцены: футбол без мяча - им, в насмешку над запретами, увлекается молодежь, проникновенное пение молодой женщины - за него она получит удары хлыстом, и символический образ летящей по пескам лани, по которой стреляют из джипа не знающие жалости богомольцы. Режиссер безупречно владеет пластикой кадра, в портретных и пейзажных съемках чувствуется влияние нашего кино времен Пудовкина и Вертова. Не будь первых трех фильмов, я бы "болел" за "Тимбукту".

Кадры из фильма "Тимбукту"

Наконец, "Дикие истории" аргентинца Дамиана Сифрона - мрачноватый комедийный триллер, альманах из неравноценных новелл, временами симпатичный, но, на мой взгляд, рассчитывать на победу он не может.

Гораздо менее драматичен расклад в главных номинациях: этот голливудский год не назовешь урожайным. Конечно, безупречен "Бердмен" Иньярриту, тем более, что погубивший картину русский дубляж не имеет отношения к оригиналу. Но вот "Игра в имитацию" и "Вселенная Стивена Хокинга" в номинации "Оскара" попали явно "за тему". В художественном отношении оба фильма заурядны - если не считать умной работы Бенедикта Камбербетча и самоотверженности Эдди Рэдмейна, так героически передающего физиологические проблемы героя, что ему не хватает сил для хоть какого-то объяснения его гениальности. Триллер "Исчезнувшая" по кинематографическим качествам мастеровитее и отдаленно напомнит Хичкока, но фигурирует только в одной актерской номинации. Здесь, на мой взгляд, сбиты все разумные критерии, и прогнозировать что-либо трудно. По справедливости, "Бердмен" может повторить рекорд другого гениального фильма о театральном закулисье - "Все о Еве" Джозефа Манкевича, в 1950 году получившего 14 номинаций и победившего в шести. В главных номинациях у "Бердмена" лишь два сильных соперника - изощренный "Отель "Гранд-Будапешт" Андерсона и "Отрочество" Линклейтера - уникальный киноэксперимент, снимавшийся 12 лет. Все эти фильмы уже щедро обласканы престижными "Глобусами", BAFTA и Felix.

Кадры из фильма "Бердмэн"
Мировое кино