- К сожалению, у нас зачастую видеозаписи и фотографии компрометирующего характера оказываются в Сети. И некоторые из них могли быть добыты с помощью беспилотников. Поэтому законодателям нужно потрудиться и прописать четкие правила использования технологических новинок, - считает юрист Николай Ермаков. - Например, видеосъемка с помощью беспилотников, к примеру, пляжей, где купаются люди, - это однозначно является посягательством на их частную жизнь. Согласно 23-й статье Конституции РФ каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
- Проблема, скорее, касается не беспилотных летательных аппаратов как таковых, а того, что их зачастую снабжают средствами фото- и видеофиксации, - полагает управляющий партнер юридической компании Дмитрий Волосов. - Собственно, этим современное использование беспилотников и отличается от авиамоделирования времен СССР. А вот фотосъемка и видеосъемка без разрешения в большинстве случаев будет признаваться как незаконное вторжение в частную жизнь.
При этом следует заметить, уточняет эксперт, что на практике факт фото- или видеосъемки беспилотником доказать крайне затруднительно. Тем более что некоторые модели подобных аппаратов передают изображение прямо оператору и не записывают их в память на самом аппарате. А вот эксперт по беспилотным аппаратам, главный редактор интернет-портала о беспилотной авиации Денис Федутинов пояснил корреспонденту "РГ", что использование беспилотников гражданами в личных целях происходит у нас практически без ограничений.
- В последние несколько лет с развитием технологий микроэлектроники, микроэлектромеханики, систем связи и т.д. получили широкое распространение малоразмерные беспилотные аппараты вертолетного типа с несколькими винтами, так называемые мультикоптеры, - напомнил эксперт. - Подобные аппараты могут оснащаться аппаратурой фото- и видеосъемки. И у обладателей таких "игрушек" появился соблазн использовать их не только для наблюдения за природой, но также и, допустим, за соседями.
Эта проблема стала острой для всех стран, где имеются в свободной продаже подобные системы, - уверен Федутинов. - В том числе и России.
Замечу, что процесс использования беспилотников в профессиональных целях в нашей стране и так сильно забюрократизирован и имеет массу ограничений. В частности, требуется сертификация беспилотных систем, получение разрешений на полеты и т.п. . Полагаю, что здесь также необходимо регулировать вопросы применения, в том числе в части невмешательства в частную жизнь. Возможным оппонентам предлагаю попробовать поставить себя на место людей, за которыми ведется наблюдение с такого мини-беспилотника. Думаю, это мало кому придется по душе.
Игорь Дунаевский, "Российская газета", Вашингтон
По мере того, как беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все больше переходят из плоскости научной фантастики в реальность, растет потребность в регулировании в этой сфере. Президент США Барак Обама в воскресенье подписал документ, направленный на защиту гражданских свобод американцев в процессе сбора информации беспилотниками. В связи с тем, что государственные ведомства все чаще используют их в повседневной деятельности, меморандум предписывает им ограничить сбор и хранение данных о личной жизни американцев. В частности, федеральным ведомствам запрещается хранить такую информацию свыше 180 дней, за исключением особых случаев. В целом документ призывает осуществлять интеграцию БПЛА в рабочие процессы "с учетом не только правил безопасности, но и соблюдения гражданских свобод". Ведомствам рекомендуется при внедрении дронов проконтролировать соблюдение всех действующих законов и процедур по охране личной жизни. Правозащитники из Американского союза по гражданским свободам раскритиковали меморандум как недостаточный, требуя обязать власти получать санкцию суда на сбор данных о каждом конкретном лице и ограничить использование беспилотников.
Тем временем Федеральное управление по авиации США обнародовало указ, открывающий небо для частного использования дронов. Предлагается разрешить полеты компактных беспилотников на небольшой высоте в коммерческих целях. При этом оператору аппарата должно быть не менее 17 лет, ему необходимо знать нормы законодательства в этой сфере и получить лицензию управления, а аппарат должен оставаться в зоне его прямой видимости. Запрещаются полеты над скоплениями людей и рядом с аэропортами, а максимальная скорость БПЛА ограничена 160 км/ч. Аппараты предлагается использовать, например, для осмотра линий телекоммуникационных вышек и линий на большой высоте, что избавило бы рабочих от необходимости забираться на них. В последние годы возникали идеи использования дронов, например, для доставки пиццы, а глава Amazon Джефф Безос озвучивал планы по доставке товаров в течение 1,5-2 часов после заказа при помощи беспилотников. Однако пока такое их использование считается опасным: с 2005 по 2009 год в результате крушения компактных БПЛА, занимавшихся аэрофотосъемкой, погибли 19 человек.