Глава правительства провел заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России, на котором обсуждалась политика в сфере интеллектуальной собственности. В последние годы государство активно работает над тем, чтобы претензии на так называемую экономику знаний в стране подкреплялись надлежащим законодательством, обеспечивающим правовую охрану изобретений и других продуктов интеллектуальной деятельности. Так появилась 4 часть Гражданского кодекса РФ.
Поэтому для тех, кто постоянно твердит, что в России все плохо с защитой авторских прав, у Медведев ответ один: "Это вранье. Все это не так абсолютно, и у нас существует современное законодательство".
Внутри страны постепенно учатся защищать свои интеллектуальные права. По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, на 2013 год Россия находилась на седьмом месте по количеству национальных патентных заявок. Премьер считает это достаточно высоким показателем. А вот в части аналогичной защиты на международном уровне дела обстоят намного хуже. "По количеству международных заявок в рамках договоров о патентной кооперации наша страна занимала лишь 25 место", - обратил он внимание участников встречи. Успешные проекты есть. Так, "Росатом" существенно увеличил поступления по лицензионным договорам, а в фонде "Сколково" создали центр по интеллектуальной собственности, через который в прошлом году было продано более 5 процентов всех российских международных патентных заявок.
Технологическое отставание видно не только по результатам патентирования разработок. "Импорт интеллектуальной собственности в разы превышает экспорт, по оценкам Роспатента - более чем в 11 раз, - подчеркнул глава кабинета министров. - То есть мы гораздо больше используем иностранных патентов, чем патентуем сами. Это характеризует наше весьма скромное место на мировом рынке высоких технологий".
Чтобы российских экспорт изобретений рос, страна должна присоединяться к различным международным соглашениям в сфере защиты интеллектуальной собственности. Одним из них является Гаагское соглашение о международной регистрации промышленных образцов. "Россия это соглашение подписала, но до сих пор не ратифицировала. По всей вероятности, эту работу нужно ускорять", - сделал вывод Медведев.
Не меньшее значение для становления инновационной российской экономики имеет и стимулирование дальнейшей коммерциализации разработок. Самые простые и очевидные меры поддержки в России - налоговые, и интеллектуальная деятельность исключением не является. "В частности, предлагается исключить при расчете налога на прибыль доход, который возникает при постановке интеллектуальной собственности на баланс", - заявил председатель правительства.
Между тем
Помощник президента Андрей Белоусов считает, что реализация антикризисного плана правительства может не только нивелировать спад экономики, но и даже выйти в ноль. "Безусловно, полная реализация этого антикризисного плана позволит существенно притормозить спад, если не избежать его вообще", - заявил он журналистам, добавив, что возможность не допустить спада экономики действительно существует. Белоусов также отрицательно высказался о возможном создании при правительстве центра управления реформами. "Эту функцию должно выполнять минэкономразвития. Всегда раньше - и при Грефе, и при Набиуллиной - эту функцию генератора изменений выполняло минэкономразвития, - напомнил помощник президента. - К сожалению, в последнее время эта функция заметно ослабла. А специальный какой-то орган, я считаю, нет необходимости создавать в системе исполнительной власти".