Почти в трети компаний (30% респондентов) отсутствует культура поощрения новых идей, идущих снизу, от каждого сотрудника. 30% работников сказали, что в их организациях нет культуры терпимости к неудачам, а 34% отметили, что их компании не предоставляют работникам время для экспериментов над их собственными проектами.
"Один из важных факторов для развития инноваций - это корпоративная культура. Инновационные решения имеют шанс на рождение в компаниях, которые неравнодушны к экспериментам и креативности. Наиболее благоприятной к инновациям культурой, согласно исследованию, можно считать корпоративную культуру, поощряющую новые идеи от всех сотрудников и толерантную к неудачам, - говорит Эдуард Балдаков, генеральный директор EF Corporate Solutions в России и СНГ. - В таких компаниях люди понимают, что они без опасения могут высказать свои идеи и впоследствии совместно их проработать".
По данным исследования, 53% руководителей мировых компаний считают, что успешный инновационный бизнес не построишь без культуры поощрения новых идей в коллективе. Для 41% важной является культура терпимости к ошибкам и неудачам, а 34% считают, что сотрудники не будут бояться предлагать и изобретать что-то новое при сильном руководстве.
В России главным двигателем инноваций 50% респондентов считают тесное сотрудничество между коллегами из разных отделов. По словам Авивы Фройдманн, директора по исследованиям Economist Intelligence Unit, это важно, так как многим компаниям необходимо создавать инфраструктуру для обмена навыками и мнениями между сотрудниками. Культура поощрения новых идей важна для 43% опрошенных в России. При этом не менее важным фактором развития инноваций 37% указали четкое выделение времени для экспериментов.
Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob считает, что благоприятный климат для инноваций будет в компании, где есть общая культура и существует система поощрения сотрудников за их идеи. "Корпоративная культура - это определение "у нас так принято". Если в компании принято выдвигать идеи, делиться ими и это поощряется - тогда, не прилагая особых усилий, компания будет "инновационной". В то же время российские компании понимают, что в современном мире сложно быть инновационным в одиночку. Инновации, как правило, лежат на стыке разных областей деятельности организации, поэтому общение между коллегами нельзя переоценить", - считает Захаров.
Между тем Эдуард Балдаков утверждает, что уверенность в выражении своих идей снижается по мере того, как увеличиваются географические и организационные дистанции. "Согласно исследованию, наибольшая уверенность при коммуникации с коллегами своего отдела (97%) и наименьшая - при коммуникации с коллегами в офисах в других странах (77%). Причиной сложившейся ситуации можно считать межкультурные различия, а также коммуникативную неуверенность, связанную с незнанием английского языка", - говорит Эдуард Балдаков. По его словам, российский бизнес начал понимать, что необходимо инвестировать в развитие креативных навыков и укрепление межкультурного взаимодействия. "Поэтому в перспективе компании будут вкладывать средства в корпоративное изучение языков", - прогнозирует Эдуард Балдаков.
Кроме того, по данным исследования, респонденты считают собственную способность к инновациям выше, чем у компаний, где они работают. 94% оценили свою способность к инновациям как "хорошую" или "отличную", и только 87% дали такие же оценки своим компаниям. Среди членов советов директоров компаний такое расхождение еще шире: 95% положительно оценили свои собственные инновационные способности по сравнению с 84%, давшими оценку своим компаниям. По мнению Авивы Фройдманн, это расхождение явно показывает ситуацию в будущем: отдельные люди могут быть креативными и нести новые идеи, однако в культуре, которая неспособна взращивать инновации, их идеи упадут в бесплодную почву.
Помимо этого аналитики выделяют главные барьеры компаний на пути к инновациям. Основным препятствием для разработки инноваций 34% опрошенных считают отсутствие времени в рабочем графике сотрудников и возможностей для экспериментов над своими проектами. 30% респондентов объяснили невысокую мотивацию к генерации новых идей отсутствием культуры терпимости к неудачам, 28% выделяют плохую коммуникацию между отделами. Самыми незначительными барьерами (16%) оказались "плохие возможности для обучения персонала" и "отсутствие нормального взаимодействия между коллегами из разных стран".
"Российские компании уделяют больше внимания поиску возможностей для расширения доли рынка, а не развитию инноваций. В ближайшие три года выиграют те, кто раньше направит внимание в сторону стратегических инициатив. Компании, которые смогут выделить достаточное количество времени в рабочем графике сотрудников для экспериментов над проектами и развития идей, получат весомое конкурентное преимущество на российском рынке и на международном уровне. Руководителям важно на своем примере показывать, что развитие инноваций является приоритетом, и подтверждать слова действиями", - считает Эдуард Балдаков.