Мы часто повторяем, что толстые литературные журналы в России - явление уникальное. А в чем она, уникальность?
Яков Гордин: Толстые литературные журналы существуют больше 200 лет и всегда, начиная с Карамзина, были становым хребтом русской словесной культуры. Этот вид периодики был особенно важен для России - из-за ее огромных пространств. Журналы объединяли страну: телевидения и радио не было, и люди узнавали о культурной жизни в Москве и Петербурге, получая новые номера. Так продолжалось и в советское время. Толстые журналы - особый национальный феномен, целый микрокосмос, в каждом выпуске поэзия, проза, переводы, мемуары, эссеистика и критика, исторические материалы. Толстые журналы образуют единое культурное пространство. А это не менее важно, чем пространство экономическое или политическое. Ведь культура - в основе всего.
Сегодня основной источник распространения журналов - библиотеки?
Яков Гордин: Конечно, библиотеки наши главные подписчики последние двадцать лет. Журналы по-прежнему востребованы. Их передают из рук в руки, причем, не один год. Вопреки мнению о том, что толстые журналы - отыгранное явление, без которого вполне можно обойтись. Жизнь такую точку зрения не подтверждает.
Почему же теперь издатели вдруг всполошились и заговорили об исчезновении толстых журналов?
Яков Гордин: В Москве и Петербурге дело с финансированием библиотек обстоит неплохо. Но существует огромная провинциальная Россия, в этом отношении обделенная. Финансирование провинциальных библиотек происходило по запутанной схеме. Прежде деньги, крайне скудные, в регионах выделяли из местных бюджетов, с каждым годом выделяли все меньше. В 2009 году Владимир Путин, будучи премьер-министром, распорядился ежегодно выделять провинциальным библиотекам 50 миллионов рублей специально на подписку литературно-общественных журналов. Эти деньги не всегда доходили, но ситуация явно улучшилась. Подписка выровнялась. Однако с нынешнего года, как мне говорили заведующие районными библиотеками, решением министерства культуры эти деньги перестали поступать. Соответственно, у нас в Петербурге, как и у московских коллег, тут же наполовину рухнули тиражи. А ведь, как я уже говорил, журнал существует главным образом на подписные деньги. О чем думают в министерстве культуры - понятно: эти деньги решили перебросить на электронную сферу.
Что вы имеете в виду?
Яков Гордин: Есть такая идея - хватит заниматься бумагой, все должно быть в Интернете. Но авторы этой идеи не понимают простой вещи: мы получаем деньги от подписки только за бумажный вариант. Разорятся "бумажные" журналы - опустеет и "Журнальный зал" в Интернете. А ведь его ежегодно посещает больше миллиона читателей. И число посещений растет. Эта электронная мания способна убить и бумажный, и сетевой варианты. Не говоря уже о том, что маленькие провинциальные города, где живет замечательная интеллигенция, отнюдь не избалованная обилием культурных событий, не всегда имеют массовый выход в Интернет. А что говорить о сельской местности?
Насколько сейчас ситуация критична?
Яков Гордин: Сейчас журналы на пороге разорения. Уже через два-три месяца кончатся ополовиненные подписные деньги. Что дальше? Да, государство помогает. Мы подаем заявку в Москву, в Роспечать, на социально-значимый проект - есть такая важная форма поддержки. В середине года, если проект проходит, мы получаем определенную сумму. Нас поддерживает администрация Петербурга - есть, опять-таки специальные проекты. Но все это не решает проблемы. Гранты составляют от 20 до 30 процентов нашего бюджета. Основная сумма - подписка. А в нынешней ситуации к концу года образуется большая финансовая дыра. Годовой бюджет "Звезды" порядка 8 миллионов рублей. По нашим прикидкам нам с рухнувшей подпиской может не хватить от 2,5 до 3 миллионов. Взять эти деньги совершенно неоткуда.
Как в министерстве культуры комментируют ситуацию?
Яков Гордин: Еще в 2013 году, понимая к чему дело идет, мы с Даниилом Александровичем Граниным написали письмо руководству министерства и объяснили, что может произойти. Руководство министерства не сочло возможным вступать с нами в переписку. И в самом деле: кто мы такие, чтобы тратить на нас государственное время? Гранину не ответили вообще. А я получил письмо от директора Департамента науки и образования А. О. Аракеловой, где, в частности, говорилось: "В течение 2011 - 2013 гг. в общей сумме трансфертов только на приобретение литературно-художественных журналов для комплектования общедоступных библиотек страны ежегодно выделялось 50 миллионов руб. Таким образом, поднимаемая Вами острая проблема в значительной степени решена". Замечательно. И где теперь эти 50 миллионов? И как решена проблема сегодня?
Но ведь есть какой-то выход?
Яков Гордин: Конечно, надо что-то предпринимать. Нужно, так сказать, "поднимать волну", чтобы люди поняли, что происходит. Как правило, начинают говорить: "журналы просят денег". Я, как руководитель одного из журналов, не прошу ни копейки. Я прошу, чтобы деньги дали библиотекам, а по сути, читателям. А уж они подпишутся или нет, на какие журналы - это их выбор.
Но дело ведь не только в том, что библиотеки перестанут получать журналы...
Яков Гордин: Конечно, нет. Толстые журналы, кроме прочего, необходимы для нормального существования литературы. Неизвестного автора вряд ли станут печатать в издательстве, даже если он очень талантлив, - это коммерчески провально. Профессионализироваться молодой писатель может только через такие журналы. То, что сто тысяч поэтов вывешены в Интернете, - глупости. Там нет редактора и нет настоящего читателя. Толстые журналы - это культурные центры. Редакция журнала "Звезда", вместе с ежемесячным номером выпускает большое количество книг. У нас происходят презентации, встречи с авторами. В Европе такого давно нет. "Звезда" издавалась даже в блокаду. Так неужели сегодня мы не сможем найти способ сохранить их?
Корреспонденты "РГ" поинтересовались, действительно ли толстые литературные журналы сегодня не доходят до региональных библиотек и не получают федеральное финансирование? Ответы оказались неоднозначными.
В петербургской Центральной городской публичной библиотеке им. Маяковского журналы "Звезда", "Знамя", "Новый мир", "Иностранная литература", "Октябрь" присутствуют, приходят регулярно и пользуются спросом.
Калининградская областная научная библиотека получает все основные "толстые" литературные журналы, но сетует на их невостребованность среди читателей.
А вот Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека жалуется на то, что в 2014 году она регулярно получала все журналы по подписке, но в 2015 году сменился поставщик и начались проблемы с доставкой. Тем не менее практически все эти журналы в библиотеке востребованы.
В Архангельской областной научной библиотеке им. Добролюбова все журналы присутствуют. Последние 10 лет выписываются регулярно от одного до трех экз., но в последние годы спрашивать их стали меньше. Чаще всего просят "Иностранную литературу".
Есть и библиотеки, в которых толстые журналы представлены в большом ассортименте, потому что сюда приходят обязательные экземпляры. Так, например, в Дальневосточной государственной научной библиотеке в Хабаровске. По отзывам библиотекарей, спрос на такие журналы стабильный. По мнению же приморских библиотекарей актуальность этих журналов уже не та. Если раньше произведения выходили сначала в журналах, а потом в книгах, то теперь всё поменялось. Публицистики, которая была раньше, теперь нет. Поэтому художественные журналы малоинтересны.
Кстати, с 1996 года большинство "толстых" журналов доступно в электронной библиотеке по адресу http://magazines.russ.ru.