Театр расположен на улице Большая Дмитровка в здании бывшего главного дома городской усадьбы, принадлежавшей с 17 века графам Салтыковым. Тогда территория усадьбы простиралась между современными улицами Большая Дмитровка и Тверская. Ее владельцем был Петр Салтыков, с 1764 года занимавший пост генерал-губернатора Москвы. От бывшей роскоши посетители театра до недавнего времени могли наблюдать лишь колонный зал, где размещается фойе. Здание связано и с событиями " Хованщины", ведь Салтыкова была замужем за братом Петра Первого. А другого Салтыкова убили во время стрелецкого бунта, перепутав с Нарышкиным.
- Теперь в Атриуме театра мы показываем те археологические находки, которые были найдены во время проводившихся здесь реставрационных работ, выставка называется "Хованщина. Примечания", - рассказывает заместитель руководителя департамента культурного наследия Москвы, главный архитектор города Леонид Кондрашев. По его словам, эта территория, называемая Дмитровской слободой, находилась на периферии города и считалась малоинтересной для археологов. В начале 17 века она заселена малообеспеченными людьми, например, шорниками и пекарями. Раскопки велись на площади около 100 квадратных метров. Вглубь археологи забрались на 5 метров, обнаружив в нижних слоях предметы начала 15 века.
Несмотря на то, что основные предметы датированы 17 веком, к удивлению археологов, здесь нашли редкие вещи, совсем не свойственные для археологии Москвы.
- Самый редкий экспонат, найденный здесь, характерен для Турции - шапка под названием "мисюрка", - рассказывает Кондрашев. - Это военный шлем, к которому крепится кольчуга. Мы обнаружили фрагменты такого головного убора, и археологи собирали его по частицам. Его применяли от режущих ударов, когда в битве использовалось легкое оружие. Впрочем, в таком мог ходить и стрелец, если ему позволяли средства.
Так же найдены уникальные чернолощеные глиняные сосуды. Среди них самый необычный - рукомой с четырьмя носиками в виде барашков. Это первый подобный сосуд, найденный на территории Москвы. Обычно такие находят на востоке, они использовались для того, чтобы не обидеть гостей и всем одновременно налить вино.
Также археологи обнаружили чернолощеные керамические сосуды со следами берестяной оплетки, кубышку, стенной подсвечник, многочисленные остатки белых глиняных курительных трубок, эмалевый образок, свинцовые товарные пломбы, наконечники копий, металлические пуговицы 15 века, перстни, нательные крестики, черепки и даже фрагмент изразцовой печи начала 17 века с виноградной лозой и сценами баталий. По словам Кондрашева, эта печь муравленая, и по ее рельефу, можно сказать, что она более характерна для Западной Европы. Скорее всего, владелец этой печи - иностранец - не только сам приехал в нашу страну, но и печь привез.
- Это первый наш совместный опыт, мы сами выступили с инициативой и очень рады, что археологи согласились, - рассказывает заведующий литературной частью Музыкального театра им К.С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко Дмитрий Абаулин. - События драмы происходят последних десятилетиях 17 века. И та историческая эпоха связана с местом расположения театра и с самой эпохой. Мусоргский писал, что прошедшее в настоящем. Эта задача которую преследует театр, ставя оперу "Хованщина". Причем при создании оперы у нас так же работали "археологи", специализирующиеся только на музыке. Мы отыскали первые тексты, подлинные письма смотрели в библиотеках. И наши изыскания, представленные копии писем, картин, думаю, будут хорошо сочетаться с археологической выставкой и самой оперой.
Выставка продлится месяц, потом будет решаться вопрос о ее продолжении.