17.02.2015 22:40
Культура

В Театре Ермоловой поставили бессловесного "Ревизора"

В Театре Ермоловой поставили бессловесного "Ревизора"
Текст:  Ирина Корнеева
Российская газета - Федеральный выпуск: №33 (6604)
Тем, у кого инфляция слов достигла критического максимума, посвящается.
Читать на сайте RG.RU

В Ермоловском театре режиссер Сергей Землянский поставил "Ревизора" как хореографическую комедию без слов.

В театре Ермоловой пройдет премьера "Ревизора"

Детям такой "Ревизор" точно понравится. Остроумный. Бодрящий. Динамичный. Пластичный. Живой.

Гоголя там фактически лишили права голоса. Оставили на финал, который, по законам жанра, вообще-то как раз и должен быть немым. Но если только предположить, что сегодня немая сцена и вся ситуация "к нам едет ревизор" - это не трагический эпизод, а хроническое состояние души, все встает на свои места. И если не вступать в полемику с теми, кто точно знает, каким должен быть Хлестаков, - это сюда, по адресу.

В Ермоловском театре появился спектакль, который войдет в десятку лидеров продаж, невзирая на то, что фамилии Олега Меньшикова на афише среди исполнителей в списках не значится. Он не сыграл в нем Хлестакова. И не примерил на себя костюм Городничего. И даже не поставил сам Гоголя, хотя, наверняка, у него было много что сказать по поводу и на тему нетленности и вечной современности гоголевского текста. Олег Меньшиков в данном случае сделал нечто другое, дальновидное и перспективное - прививку Ермоловскому театру стиля режиссера-хореографа Сергея Землянского. Начинавшего в знаменитом екатеринбургском театре "Провинциальные танцы". Поставившего как хореограф спектакли в Театре имени Пушкина, Театре наций, Театре "Et cetera", "Современнике". В концепцию театра, который строит Меньшиков, его спектакль - уже второй по счету после столь же бессловесного лермонтовского "Демона" - идеально вписывается.

Как его классифицировать? На драматическую постановку это мало похоже. Современный танец? Но обет молчания в нем в финале все-таки нарушен. Скорее, это "Ревизор" из того редкого экспериментального жанра солнечного театра полунинского направления, который ставит своей целью профессионально заниматься производством радости, и на лабораторных опытах по созданию праздничного настроения учат людей жить счастливо. В том числе и хлестаковых, городничих, бобчинских-добчинских, ляпкиных-тяпкиных и далее по списку. При этом, боже упаси, Сергей Землянский не внушает "Ревизору" никакого нового прочтения - он ставит и танцует Гоголя как уморительную комедию, исполненную с виртуозностью балетных артистов и сыгранную с блеском драматических.

Петербургский ТЮЗ поставил продолжение спектакля о Бемби

Поверить, что исполнители ролей Хлестакова, Марьи Антоновны и Земляники Александр Кудин, Кристина Асмус и Всеволод Болдин не имеют хореографической подготовки, сложно: пластические и ролевые линии прописаны безупречно. При этом художник Максим Обрезков сделал все возможное, чтобы не задавить их юмор монументальностью декораций и придумал галерею из дверей, сочинив, по сути, им в помощь и танец дверей. Музыка создавалась к "Ревизору" специально - и композитор Павел Акимкин, безусловно, совершил профессиональный подвиг, переложив гоголевский текст на ноты.

А общая картина вытанцовывается следующая. То, что в Ермоловском театре после прихода Олега Меньшикова произошла существенная смена поколений, - факт очевидный: публика резко помолодела и захотела принципиально другой стилистики. Аттракцион удался: из драматических артистов сделали полубалетных так, что никто не отличит, есть у них хореографическая подготовка, или ее приобретали уже по ходу дела в процессе. Хлестаков там парит как птица - сначала его носят на руках, потом он сам уже возносится в мечтах и воспаряет над бытом в раздумьях: "Эх Русь, куда ж несешься ты", потом шагает по хребтам обывателей так, будто законы земного притяжения ему не писаны... Письмо другу Тряпичкину, прочитанное почтмейстером, все-таки выводит всех из бессловесной гармонии на чистую воду. И вся компания, воспарившая в мечтах, превращается в толпу простых людей, которые умеют разговаривать.

Компанию актеры представляют - это если без лишних восторгов - довольно симпатичную. Олег Меньшиков старается окружать себя теми, кто потом будет жить не только на его сцене - в его голове. По причинам сугубо психологическим: ему сложно забывать людей, которые входят в его жизнь, а потом сидят в его сердце. Команда Сергея Землянского, скорее всего, окажется из числа долгожителей там, в старом-новом театре с рампой и теневым силуэтом Ермоловой на занавесе.

Драматический театр