При этом заявления на получение документа подали 1 714 308 человек. По данным территориального ФОМС, до конца марта нынешнего года страховые организации обеспечат полисами более чем 90 процентов населения. В Севастополе полисы ОМС получили 360 из 385 тысяч человек.
Впервые воспользовавшиеся полисами ОМС пациенты отмечают как неоспоримые плюсы новой системы, так и ее сложности. В поликлиниках - большие очереди. А воспользоваться правом выбора врача на практике невозможно.
Когда деньги не нужны
Страховка дает право на бесплатную медпомощь на всей территории РФ. Список бесплатных услуг внушителен: лечение инфекционных и онкологических заболеваний, нарушений эндокринной системы и обмена веществ, органов дыхания и пищеварения, мочеполовой и костно-мышечной системы, болезней кожи и крови. Бесплатно окажут помощь в случае получения травмы, пациентам с врожденными аномалиями и хромосомными нарушениями, женщинам во время беременности и родов.
Полный перечень видов медпомощи есть на информационных стендах в медицинских и страховых организациях и на сайте Территориального фонда ОМС РК. Там же опубликован список медорганизаций, обслуживающих крымчан в рамках программы ОМС.
В частности, один раз в год разрешено выбрать или поменять медорганизацию и врача (терапевта, педиатра, семейного доктора, фельдшера). Однако для этого нужно получить согласие самого доктора и подать заявление на имя руководителя учреждения. Тут-то и начинаются сложности.
"Чужие" дети
Крымские родительские форумы пестрят сообщениями о том, что педиатры с других участков не хотят брать "чужих" детей, дабы не ходить на вызовы в соседние районы. Соглашаются лишь при условии, что больной приедет в поликлинику сам.
- Желающих сменить врача у нас единицы, - рассказала заведующая педиатрическим отделением N 1 симферопольской поликлиники N 4 Галина Яковлева. - Некоторые доктора берут новых пациентов, некоторые - нет. Как быть, если педиатр должен обслуживать 800 детей, а на участке - 1100?
По словам заведующей, врач действительно имеет право обслуживать ребенка с чужого участка только в поликлинике. В тяжелых случаях, по данным ТФОМС, выезжать на дом обязан доктор, закрепленный за этой территорией. Как сообщил замдиректора фонда Алексей Слободяник, в случае, если какой-либо доктор отказывается от нового пациента, руководитель поликлиники обязан предложить альтернативу.
Крымчане жалуются на организацию приема, стоять в живой очереди не комфортно - масса "приятных слов" от пациентов и врача обеспечена.
- Теперь, чтобы попасть к узкому специалисту, сначала нужно идти к терапевту, а к ним огромные очереди. Люди злятся и ругаются, - рассказал "РГ" посетитель-симферополец.
В поликлинике уверяют, что людей с неотложными проблемами принимают без предварительной записи. В ТФОМСе добавили, что время ожидания при неотложных показаниях не должно превышать два часа. В случае нарушений обращайтесь к главврачу или в страховую компанию.
60 дней ожидания
По словам некоторых пациентов, цепочка "регистратура - терапевт - регистратура - узкий специалист" отнимает у больного несколько дней, а сдача всех анализов - несколько недель.
- В территориальной программе госгарантий оказания медпомощи прописаны сроки ожидания, - пояснили в ТФОМСе. - Например, для МРТ - до 60 дней, для плановой операции - до одного месяца, для консультации специалиста - до 10 дней. Оперативнее можно сделать обследование за деньги в частной клинике.
Но иногда терапевта можно и миновать. К примеру, при переломе нужно идти в травмпункт, и при ярко выраженной патологии регистратор вправе записать пациента сразу к профильному доктору. Кроме того, если человек стоит на учете у специалиста, и тот в амбулаторной карте прописывает дату повторной консультации, больной в следующий раз сразу идет к нему.
На что жалуетесь?
При каждом посещении медучреждения важно с собой иметь страховой полис и паспорт. Без документов вам окажут только экстренную помощь.
- Очень много людей - до 40 процентов - приезжает на "скорой помощи" без документов, - сетует главный врач городской клинической больницы N 7 Светлана Солдатенко. - Другие пациенты, узнав, что теперь медпомощь оказывается бесплатно, вдруг вспомнили, что они больные, и потянулись в приемный покой. Число желающих лечь в больницу у нас в январе выросло на 30-40 процентов. Но если пациент не нуждается в экстренной госпитализации, мы отправляем его домой. На это тоже уходят время и силы медперсонала.
Руководство больниц признается, что некоторые услуги не могут оказать оперативно из-за нехватки техники. В частности, иногда пациенты вынуждены за свой счет в частной клинике делать компьютерную томографию. Но при отсутствии оборудования больница обязана заключить договор с другой структурой и направлять туда своих пациентов. Если какое-либо учреждение договор не заключает - это недоработка руководства.
- Россия оттачивала систему ОМС годами, а мы - несколько месяцев, - подчеркнул Алексей Слободяник. - За это время надо было перерегистрировать организации, переучить медработников, объяснить, что такое ОМС. Проблемы на начальном этапе неизбежны, но со временем крымское здравоохранение тоже будет модернизировано.
Александр Могилевский, министр здравоохранения РК:
- Сейчас мы действуем "в ручном режиме": добавляем количество штатных единиц на наиболее загруженные участки работы. Уменьшить очереди в будущем позволит программа информатизации и электронная регистратура.
Нина Широкоумова, заместитель руководителя Росздравнадзора по РК и Севастополю:
- При нарушении прав пациент должен обратиться к главврачу медучреждения. Если это не поможет, надо написать жалобу в ведомство, в подчинении которого находится медучреждение, в большинстве случаев это министерство здравоохранения РК. Следующим шагом может быть обращение в контрольные и надзорные инстанции: территориальные органы Росздравнадзора и прокуратуру. Также пациент имеет право обратиться в суд.
Контакты
ТО Росздравнадзора по РК и Севастополю: Симферополь, ул. 60 лет Октября, 30. Тел.: (0652) 540-460. Горячая линия: (0652) 54-03-98. Сайт: http://82reg.roszdravnadzor.ru
Территориальный фонд ОМС РК: Симферополь, бульвар Франко 12-14. Горячая линия: (0652) 534-012. Сайт: http://tfoms.rk.gov.ru
На заметку
Какие документы необходимы для прикрепления к поликлинике?
- Заявление.
- Свидетельство о рождении (с 14 лет - паспорт) + копии.
- Полис ОМС + копия.
- СНИЛС (при наличии) и паспорт родителя (если прикрепляете ребенка) + копия.