21.02.2015 12:53
В мире

МИД ДНР: Украина давно и серьезно больна

Текст:  Руслан Мельников
У жителей Донецкой народной республики особое отношение к году после "майдана". Им за это время пришлось на себе испытать все ужасы гражданской - а иначе уже и не скажешь - войны. О "майдане", его причинах и следствиях корреспондент "РГ" поговорил с министром иностранных дел Донецкой народной республики Александром Кофманом.
Читать на сайте RG.RU

Каким было отношение жителей Донбасса к "майдану" год назад и насколько оно изменилось сейчас?

Британские СМИ: Стрельбу на майдане год назад начали протестующие

Александр Кофман: Если говорить об отношении жителей бывшей Донецкой области к событиям в Киеве, то тут сразу следует отметить, что общественное мнение явно не на стороне "майдана": большинство людей либо резко выступили против, либо воспринимали эти события как что-то несерьезное - то, что рассосется само собой, как, например, акция Тягнибока-Яценюка-Кличко "Украина вставай".

Каковы были причины "майдана" и какова была альтернатива?

Александр Кофман: Украина давно и серьезно больна. Ее внутренние болезни, замораживались, консервировались, но не решались системно. Среди них можно отметить дискриминацию по национальному и языковому признаку, тотальную коррупцию, бедность, падение качества образования, попытки навязывания со стороны одной части общества другой собственной исторической памяти и культурно-идеологической идентификации. Избежать раскола можно было, если бы руководство страны провело конституционную реформу, создав государство на федеративных началах.

Является ли война на Донбассе прямым следствием "майдана"? Каковы могут быть еще не проявившиеся последствия?

Александр Кофман: Война является следствием тех болезней, о которых я сказал ранее. "Майдан", вернее действия тех, кто благодаря ему пришел к власти, стали детонатором тлеющего конфликта. Разрушилась правовая система, началась ничем не прикрытая дискриминация. Народ на юго-востоке восстал, потребовал для себя правовых гарантий сохранения своей культурной самобытности и экономической автономии. Говоря о непроявившихся последствиях "майдана", мы должны понимать, что на Украине уже запущен необратимый процесс деградации государственного аппарата, что может привести к трагедии, не поддающейся описанию.

Были ли среди идей и лозунгов "майдана" здравые и полезные? И в какой момент все изменилось?

Николай Патрушев: США пытаются втянуть Россию в военный конфликт

Александр Кофман: Да, такие идеи были. Люди устали жить в нищем и коррумпированном государстве. Выдвигаемые социальные и экономические требования носили здравый, взвешенный характер. Но кроме этого были и требования идеологические, основанные на прославлении украинского коллаборационизма, отказе от собственной идентичности, уничтожении связей с Россией. Отход от первоначальных целей и лозунгов произошел в момент формирования так называемых "сотен "майдана".

Почему ситуация на Украине после "майдана" все ухудшается и ухудшается?

Александр Кофман: Помимо институциональных и правовых аспектов проблемы, следует отметить человеческий фактор. Сломанный государственный аппарат возглавили люди, целью которых было обогатиться. Важным моментом является крах экономики Украины, который стал следствием разрыва экономических связей с РФ и подписанием ассоциации с ЕС.

Можно ли было предотвратить катастрофу после того, как уже начались "майданные "страсти"?

Александр Кофман: Нет. Это все равно, что остановить извержение вулкана. Есть добровольческие батальоны, есть господин Коломойский, есть представители местных элит, есть "Народный Фронт". Слишком много центров самостоятельной силы. Причин и поводов для конфликта между ними становится все больше. Украина впала в период феодальной раздробленности.

Изменилось ли за этот год отношение к "майдану" у мирового сообщества?

Лидеры ЕС отважились сказать Обаме, что тот не прав

Александр Кофман: Это сложный вопрос, здесь нужно опираться на данные социологических исследований. Актуальность "майдана" значительно уменьшилась - многие о нем уже не вспоминают. Тем не менее мы видим появление в западных СМИ объективных расследований событий, произошедших год назад в Киеве, а это хороший знак.

Возможен ли в Киеве новый "майдан" и если да, то чего протестующие будут добиваться на этот раз?

Александр Кофман: Скорее всего, это будет военный переворот с бронетехникой на улицах, стрельбой и "люстрациями" в более кровавых формах. А добиваться будут власти, денег, влияния - как всегда.

Будут ли в Донецкой народной республики проходить акции "Антимайдана"?

Александр Кофман: Честно говоря, сейчас нам не до акций, хотя Донецкая народная республика сама по себе является проявлением "антимайдана".

Майдан в феврале 2014 года
Украина