- Александр Васильевич, какие антикризисные меры предлагает РСПП?
- Предусмотрены меры для промышленности, транспорта, строительной индустрии, агропромышленного комплекса, финансово-банковской системы. Мы создали рабочую группу бюро РСПП, в которую вошли ведущие предприниматели, организовали при ней экспертный совет из известных в России аналитиков и экспертов, провели первое заседание. Правительство утвердило перечень мероприятий антикризисного характера, и бизнес тоже должен внести свои предложения по стабилизации российской промышленности и компаний.
Мы разработали перечень мероприятий, прежде всего системные меры для обеспечения стабилизации положения российских компаний. Первая системная мера - подготовка совместного меморандума Банка России и правительства по антикризисной политике. Этот план должен предполагать координацию денежно-кредитной политики, с одной стороны, за что несет больше ответственности ЦБ, и социально-экономической политики, с другой стороны, за что несет ответственность само правительство.
Мы видим некоторую разрозненность действий, поэтому считаем, что необходимо взаимодополнение, единое понимание ведения этой политики. Одной из системных мер станет введение моратория на уже принятые и вступающие в силу в 2015 году решения, которые увеличивают фискальную и административную нагрузку на бизнес, включая как федеральные законы, так и подзаконные акты. Мы за то, чтобы фиксировать условия деятельности реальной экономики и компаний в 2015 году на уровне 2014 года и заморозить введение дополнительных законодательных, нормативных актов, которые усиливают налоговую и административную проблематику ведения бизнеса в стране в условиях разрастающегося кризиса.
- Какие фискальные меры вы предлагаете?
- Введение инвестиционной льготы для предприятий, которые реализуют инвестиционные программы. Мы за то, чтобы расширить применение ускоренной амортизации, чтобы снизить налогообложение на оборудование. Необходимо снизить нагрузку по обязательному страхованию ответственности владельцев опасных объектов, временно снизить страховые тарифы.
Нужны более четкие регламенты, связанные с проведением проверок, резкое их ограничение, дифференциация планирования проверок по разным ведомствам и по отдельным компаниям. Необходимо сократить практику сплошных проверок. Мы за снижение надзорной деятельности государственных учреждений и ведомств по отношению к бизнесу с учетом сегодняшних условий.
Правительство могло бы пойти на некоторые смягчения таможенно-тарифных мер. Из целого набора предложений основное - обнулить пошлины на сырье, оборудование, комплектующие, которые не производятся в России. Это облегчит закупки оборудования, которое сейчас необходимо для развития и поддержки производства. Это предложения, которые мы выработали по итогам первого заседания рабочей группы.
Мы за стимулирование внутреннего спроса, за то, чтобы в большей степени мы локализовали закупки при выполнении тех или иных госзаказов, инфраструктурных проектов. Ставка должна быть на закупки продукции отечественных предприятий. Спрос на передовое оборудование, материалы должен стимулироваться через прямую государственную поддержку, через механизмы субсидирования процентных ставок по кредитам, которые могли бы предоставляться на закупку оборудования отечественного производства.
Необходимо обеспечить увеличение гос-инвестиций и госзакупок, увеличить госинвестиции в транспортную инфраструктуру, расширить объем госзакупок техники, оборудования российского происхождения для государственных и муниципальных нужд.
В разделе "Стимулирование и локализация промышленности" мы тоже предлагаем правительству применение целого ряда специальных мер поддержки - это и ускоренная амортизация, продление ставок ввозных таможенных пошлин на компоненты, обнуление ставок НДС и прочее.
- У РСПП есть предложения и по естественным монополиям?
- Мы просим правительство рассмотреть возможность снижения тарифов естественных монополий, потому что их рост, а тарифы растут практически постоянно, очень сильно сдерживает развитие производства и влияет на ускорение роста цен. По нашим экспертным данным, сегодня доля роста тарифов в текущей инфляции составляет 30% и выше. Рост тарифов серьезный инструмент для раскручивания самой инфляции.
Много предложений и в отраслевом разрезе, по добывающим отраслям, по ОПК, по поддержке импортозамещения в агрокомплексе, в строительном комплексе, в производстве, управлении производством.
- Каковы предложения РСПП в области денежно-кредитной сферы?
- Прежде всего беспокоит вопрос высокой стоимости заимствования. Мы просим ЦБ озаботиться снижением ключевой ставки в ближайшее время, которая была бы хотя бы приблизительно комфортна для развития кредитования и удовлетворяла бы спрос промышленности на кредиты. Поэтому мы за то, чтобы ЦБ продолжил снижение ключевой ставки, чтобы бизнес мог иметь четкие критерии и оценивать перспективу и соответственно выстраивать свои бизнес-планы.
Сегодня ситуация такова, что ранее заключенные договора стали пересматриваться в сторону повышения кредитных ставок. Предлагаем ЦБ установить предел повышения ставок по уже выданным кредитам. Четко обозначить, что это должно быть на уровне ключевой ставки плюс минимальная процентная ставка. Понимаем, что банки тоже попали в тяжелое положение, но тем не менее важнее для них сохранить свою клиентскую сеть, а не привести ее к банкротству.
Мы за расширение доступа к государственной поддержке, оказываемой правительством в рамках политики по докапитализации банков. Триллион заложен на докапитализацию через инструмент ОФЗ.
Мы считаем, что заложенные требования, в частности о капитале банков, который должен быть не менее 25 млрд рублей, чрезмерны. Такой критерий ограничивает список возможных получателей поддержки, поэтому этот вопрос нужно дополнительно доработать. Мы не против того, чтобы поддерживать крупные банки, системообразующие федеральные банки, тем не менее нужно, чтобы среди банков, которые могут претендовать на господдержку, могли бы быть и социально значимые, так называемые опорные региональные банки. Это могли бы быть банки, активы которых превышают 10 млрд рублей. В этот круг с учетом обозначенных критериев попадает около 80 банков из 30 экономически важных регионов России. Эти банки имеют большую инфраструктуру, обслуживают сотни тысяч населения, десятки тысяч предприятий, прежде всего уровня МСБ. Они выполняют чрезвычайно важную и полезную функцию кредиторов.
РСПП обратил внимание на меры по поддержке реальной экономики через субсидирование процентных ставок по ранее выданным кредитам прежде всего инвестиционной направленности, по мерам, направленным на снижение риска ликвидности, снижение процентного риска, регуляторных требований к банкам. Речь идет в том числе о заморозке всех требований по введению базельских принципов, которые предусматриваются дополнительно в 2015 году, по снижению резервирования, смягчению условий рефинансирования со стороны Банка России, а также увеличению перечня банков, которые подпадали бы под рефинансирование. В том числе речь идет о введении беззалоговых аукционов для тех банков, которые нуждаются в поддержке ликвидности. Эти программы показали свою эффективность. Не все банки воспользовались беззалоговыми аукционами, но психологически это очень сильно срабатывало на нормализацию поведения банков на рынке. Если есть проблема с ликвидностью, банки знают, что можно обратиться к этому инструменту.
Что касается операций РЕПО, мы предложили Банку России сохранять присутствие на валютном рынке, по мере необходимости вмешиваться в регулирование рынка, чтобы не было сильных скачков по курсовой волатильности.