Он мог бы стать известным музыкантом - отучился в кишиневском музучилище и консерватории по классу виолончели, параллельно с учебой играл в оркестре молдавского радио. Параллельно писал песни, оркестрорвывал произведения советских и молдавских композиторов. А потом судьба сама сделала выбор: у Евгения парализовало левую руку, после чего он профессионально занялся композицией. Снова поступил в консерваторию, прошел курс симфонического дирижирования. В кино он пришел уже состоявшимся композитором.
В шестидесятых и семидесятых Дога написал музыку практически к половине фильмов, которые были сняты на киностудии "Молдова-фильм". Но по-настоящему знаменитым, любимым кинокомпозитором его сделало сотрудничество с Эмилем Лотяну. В "тандеме" они создали несколько потрясающих работ, причем музыка Доги была в них одним из главных действующих "героев".
Мы собрали интересные факты о трех киноработах композитора, ставших знаковыми.
В 1976 году на экраны вышел фильм "Табор уходит в небо", который стал лидером проката в СССР. Тогда его посмотрели почти 65 миллионов человек. Картину закупили 112 стран. Драматическая история была "огранена" щемящей, волнующей душу музыкой: Евгений Дога подобрал исполненные еще в 30-х годах известные цыганские песни и дал им новое звучание, вместе с исполнителями театра "Ромэн". Подбору предшествовала огромная подготовительная работа: Дога и Лотяну объездили массу таборов на Волге и Тиссе, побывали у подножия Карпат, на молдавском плоскогорье, в Сибири и на Кавказе. Они собирали историю народа и, конечно, записывали звучавшую музыку.
Страсть, любовь, ненависть, свобода, предрешенность и непокорность - сегодня кажется, что иным музыкальное сопровождение "Табора" быть не могло. Лотяну назвал работу композитора "музыкальной фреской": "Сверкающая нить звука, приносящая негу и весенний хмель, умножена мастерской полифонической палитрой. Миг звука вмещает в себе мир звуков. Миг звука подобен следу молнии, уходящему за пределы зримого мира. Если ты способен ощутить эту истину, то она становится впоследствии твоим воздухом".
Неудивительно, что посмотреть фильм в кинотеатры приходили целые таборы, а во время просмотра самые эмоциональные из цыган не выдерживали - начинали танцевать вместе с экранными героями.
Спустя два года Дога написал вальс к фильму "Мой ласковый и нежный зверь", поставленному по мотивам повести Чехова "Драма на охоте". Вальс родился за одну летнюю ночь, в подмосковной усадьбе Валуево. Хотя у этого произведения довольно сложная предыстория.
Лотяну настраивал композитора на то, что "Мой ласковый и нежный зверь" - совершенно иная картина, нежели "Табор". Это другой мир, другое восприятие. И музыка должна быть другой. Рассказывают, что режиссер вел съемки под фонограмму - для того, чтобы и он сам, и актеры могли полнее прочувствовать замысел сцены. Для эпизода со свадьбой Оленьки долгое время не было музыкальной "кардиограммы". Дога долго искал нужное - слушал вальсы, написанные более века назад, но получалось совсем не то, что он хотел.
Накануне записи оркестра режиссер потребовал от композитора срочно показать ему работу. Дога сыграл один эскиз, второй, третий… Лотяну ничего не понравилось, он рассвирепел. Тогда композитор вспомнил про запасной вариант, написанный зеленой пастой, сыграл первую фразу… Лотяну заявил, что это именно то, что нужно. За ночь композитор довел набросок до ума. Исполнительница роли Оленьки Галина Беляева признавалась, что когда она услышала вальс в первый раз, подумала, что звучит классическое произведение, неизвестное ей ранее. "Тончайшая паутина звуков, сотканная из грез и былей, порывов и предчувствий", - охарактеризовал это произведение Лотяну.
Сейчас в нашей стране, пожалуй, нет ни одного ЗАГСа, где бы не играли этот вальс для молодоженов. Он звучал на открытии Олимпиады-80 в Москве - под него выступили две тысячи советских гимнастов, а на Олимпиаде в 2014 году в Сочи волшебная музыка сопровождала "бал Наташи Ростовой". Сегодня это один из самых известных киновальсов в мире.
Интересно, что еще одно кинопроизведение Евгения Доги - песня "Мой белый город", написанная в конце 1971 года, стало последней ступенькой на большую сцену для Софии Ротару. Композитор написал ее для документального фильма "Кишинев, Кишинев" киностудии "Молдова-фильм". Изначально Дога представил лишь фоновую музыку для картины, но худсовет решил, что должна быть и песня. Стихи молодому композитору привезли в семь утра, и уже спустя несколько часов произведение было готово.
В поисках певицы для исполнения песни один из участников съемочной группы вспомнил про студентку, которая хорошо исполняла молдавские романсы. Эта песня стала для Ротару судьбоносной: на конкурсе "Золотой Орфей" в Болгарии она получила первую премию, с ней же она впервые стала финалисткой фестиваля "Песня года". Сейчас "Мой белый город" является официальным гимном Кишинева.