Аман Гумирович, в экономике сегодня сложная ситуация, СМИ пишут, что угольная промышленность тоже оказалась в непростых условиях. Поскольку Кузбасс - крупнейший угледобывающий регион страны, хотелось бы услышать именно вашу оценку. Есть ли повод для тревоги?
Аман Тулеев: Как говорится, не дождутся! Все это полный абсурд, что угольная отрасль на боку... Да не на боку! Ну, тяжело, цены, конечно, упали, кто спорит? Но работают все предприятия, и будут работать, новые технологии внедрять.
В прошлом году в угольную отрасль инвестировано 50 миллиардов рублей. Какая еще отрасль может похвастать такими вложениями? Вы видели хоть одно объявление о продаже угольных предприятий? Я - нет. Наоборот, многие хотели бы приобрести их.
Вспомнить страшно, с какого дна мы поднимали угольную отрасль в 1997 году. Вот тогда она была на боку. Без технического обоснования закрыты, затоплены 43 угольных предприятия, 150 тысяч шахтеров выброшены на улицу без средств существования. Голодные бунты, стучание касками на Горбатом мосту. Вот где была катастрофа.
Сейчас, конечно, другие времена. И тем не менее, насколько реально и опасно сегодня повторение тех событий?
Аман Тулеев: Не вижу таких предпосылок. Экономическая ситуация в силу объективных причин складывается так, что кризисные явления приходят и уходят. Вот 2008 год тоже был кризисным, но мы и его пережили. Тогда тоже было тяжело. Только-только поднялись на ноги, отрасль задышала, пошла на подъем - и снова кризис. Но выстояли.
Сегодня мы уже крепко стоим на ногах. Угледобывающая отрасль Кузбасса прошла успешно реструктуризацию, вышла на рентабельный уровень работы. За последние 15 лет инвестиции в угольную промышленность региона достигли рекордного объема и составили 623 млрд рублей. Построено 83 новых современных предприятия по добыче и переработке угля. В 2014 году добыли 211 миллионов тонн угля. Это на 8 миллионов тонн больше, чем в 2013-м.
А есть ли смысл наращивать объемы добычи угля, если спрос на него падает?
Аман Тулеев: А смысл в том, что нам никак нельзя терять занятые с таким трудом за 15 лет ниши на мировом рынке. Потому что уйдем мы - их тут же займут другие страны, и потом вернуться на завоеванные позиции будет практически невозможно.
Поэтому сегодня мы даже наращиваем экспорт угля, прежде всего - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Почему на восток? В настоящее время мировой центр потребления угля находится именно в Азии, которая уже сейчас потребляет более 70% от его общемирового объема.
Угольный рынок Азии - это почти 1 миллиард тонн. И он продолжает быстро увеличиваться, в том числе добавился уже и новый локомотив угольного рынка - Индия. Получается, нам необходимо максимально продвигать нашу продукцию на азиатских рынках. Тем более что наш, кузбасский уголь - один из лучших в мире: в нем мало серы, высокая калорийность. А главное, наши угольные компании зарекомендовали себя надежными и стабильными поставщиками своей продукции.
Но самое главное, считаю, угольная отрасль - самая перспективная на фоне скачущих цен на нефть и ситуации с газодобывающей отраслью.
Есть ли предел угледобычи? Как вы сами не раз говорили, под Кузбассом уже не одно метро.
Аман Тулеев: Конечно, нельзя до бесконечности рыть землю. Сегодня главная задача для нас - это экология. Объемы угля любой ценой нам не нужны! На угольном рынке много собственников, которые желают только одного: прийти, накопать, снять сливки, получить денежки и уехать, а там - хоть трава не расти. А нам остаются дым, газ, копоть, разрушенная экология. Но это ведь наш край! Угля на сегодняшний день хватает, и мы не должны действовать по принципу "после нас - хоть потоп", нам нужно оставить наши главные природные богатства про запас - детям и внукам. Нельзя выдавать лицензии всем желающим, это приведет к экологической катастрофе. У меня из-за этого немало врагов, будет еще больше. Но это моя твердая позиция.
Поэтому все последние годы мы идем по пути не просто увеличения объема добычи угля, но и его обогащения. Сегодня 72% угля, добытого в Кузбассе, обогащается и перерабатывается, что делает его конкурентоспособным и востребованным.
Уже в новом, 2015 году, в январе, мы открыли современную обогатительную фабрику на разрезе "Калтанский" угольной компании "Кузбассразрезуголь". В течение года сдадим в эксплуатацию еще одну обогатительную фабрику - "Карагайлинскую" УК "Заречная".
В целом за 2000-2014 годы мы запустили 27 новых, современных, высокопроизводительных предприятий по обогащению угля. И если в 2000 году мы обогащали 40% всего добываемого у нас угля, то на сегодня, повторяю, довели уже до 72%. А в некоторых компаниях - и до 90%! Задача на перспективу - обогащать весь добытый в Кузбассе уголь.
А что значит обогащенный уголь? Это цена в два-три раза выше. Прямая экономическая выгода. Кроме того, требуется меньше железнодорожных полувагонов для перевозки угля: не нужно перевозить миллионы тонн пустой породы за тысячи километров. А главное - повышается качество угля, а значит, повышается его конкурентоспособность на мировых рынках.
Какие новые технологии угледобычи внедряются в Кемеровской области?
Аман Тулеев: Кузбасс сегодня является, по сути, полигоном для внедрения и испытания мировых технологий в угольной отрасли. В августе 2014 года на разрезе "Черниговец" в рамках развития российско-белорусских отношений мы ввели в эксплуатацию сверхмощный карьерный автосамосвал марки "БелАЗ" грузоподъемностью 450 тонн. Это уникальная машина, первая и единственная в мире, имеющая такую грузоподъемность, и поэтому занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самый большой самосвал на планете. Он может загрузить сразу 7 железнодорожных вагонов угля! Естественно, работа нового "БелАЗа" повлекла за собой и новые технологии, и новые дороги, и погрузчики, и вагоны...
Считаю, перспективы есть и в угольной отрасли, и в машиностроении, которое работает на угольную отрасль. Мы полностью поддерживаем курс президента России В.В. Путина на импортозамещение. И в первую очередь это касается горного машиностроения. Сегодня 80% всей горношахтной техники завозится из 18 стран. При этом наши конструкторы могут создавать горную технику не хуже мировых аналогов. Это Юргинский машиностроительный завод, Анжерский машиностроительный завод, завод имени Черных в Киселевске.
12 февраля 2015 года на разрезе "Краснобродский" сдан в эксплуатацию самый мощный экскаватор российского производства. Для того чтобы загрузить многотонный "БелАЗ", ему необходимо всего несколько минут, суточная производительность машины - около 25 тысяч кубометров. По производительности и удобству эксплуатации отечественный гигант ни в чем не уступает зарубежным аналогам. Но стоит он гораздо дешевле.
Убежден, главное - не падать духом, искать пути преодоления трудностей. Как известно, из любой ситуации, даже самой безвыходной, есть как минимум два выхода.
Работать надо!