Английский режиссер Деклан Доннеллан и киевский хореограф Раду Поклитару уже ставили балет в Большом. В самом конце 2003 года их версия "Ромео и Джульетты" вызвала яростные битвы пристрастных зрителей: театральный люд разглядел в драках Монтекки и Капулетти новую "Вестсайдскую историю", а нетеатральный - бандитские разборки 90-х.
Так или иначе спектакль не смог стать альтернативой одноименного шедевра Радлова-Лавровского, эталона драмбалета, в свое время пробившего "железный занавес".
Доннеллан к тому времени был известен как трепетный почитатель Шекспира и русской классики, уже поставивший в наших широтах четыре спектакля.
Поклитару, один сезон поработавший главным балетмейстером Молдавской национальной оперы, стал известен как автор традиционно дефицитных современных миниатюр для балетных конкурсов. Теперь за плечами хореографа опыт руководства авторской труппой "Киев модерн-балет" и устойчивая репутация умеренно эпатажного автора, умеющего ориентироваться в обстановке.
Их общий новый "Гамлет" ставится по заказу Большого, и сравнивать его будут прежде всего не с обширной балетной шекспирианой в целом, а с удачным "Укрощением строптивой" Жана-Кристофа Майо в прошлом сезоне. У Майо сложился тандем с молодыми солистами, и результатом стал легкий и довольно красивый спектакль.
А есть еще предыстория русских балетных Гамлетов, сплошное недоумение и курьез. В конце шестидесятых годов партию датского принца ставили на Мариса Лиепу, и в той постановке ему помогали думать два персонажа по имени Мысли.
В конце 2000-го своего "Гамлета" танцевали в Ростове-на-Дону, но там артисты, не доверяя ногам, в важные моменты читали текст.
В 2007-м званый в Большой британский хореограф Кристофер Уилдон, ставивший "Гамлета" на музыку Арво Пярта, счел свою постановку слишком абстрактной и назвал ее Misericordes - Не-Гамлет Дмитрий Гуданов в ней был прекрасен.
Что же касается нового "Гамлета" Большого, то его уже сопровождает цеховой скандал.
Мечтавший станцевать мятежного принца виртуозный Иван Васильев специально под репетиции урвал время из своего бешеного графика, но, увы, постановщикам не пригодился. Балет в двух действиях будет вытаскивать на себе неведомый герой, причем сегодня, когда до премьеры осталась всего лишь неполная неделя, составы еще неизвестны, а слухи ходят самые невероятные.
Но даже и без имен исполнителей главных партий история складывается любопытная. Шекспира для балетного либретто режиссеру и хореографу помогал излагать постоянный спутник Доннеллана художник-постановщик Ник Ормерод. А ему самому работать над визуальной составной спектакля помогали художник по свету (что обычно) и специалист по спецэффектам и видеопроекции (что обещает открытия).
Очень важно, что колдовать над музыкой Шостаковича будет маэстро Игорь Дронов - и это, пожалуй, единственный участок, за который можно ручаться наверняка.