11.03.2015 19:53
Экономика

В Зауралье затормозила программа энергосбережения

Программа энергосбережения в Зауралье фактически не выполняется
Текст:  Валентина Пичурина (Курганская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6621)
Несмотря на все усилия и вложения многомиллионных средств, в Зауралье так и не научились бережно относиться к ресурсам, считает начальник Курганского филиала ФГУ "Управление по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения в Южно-Сибирском регионе" Министерства энергетики РФ Людмила Акшенцева.
Читать на сайте RG.RU

Всех на счетчик

Людмила Александровна, на заседании комитета по экономической политике областной Думы вы довольно критично оценили отчет регионального профильного департамента о выполнении программы энергосбережения. Хотя, по словам чиновников, картина складывается вполне благостная, все идет по плану: сэкономлены тысячи тонн условного топлива, кубометров воды, миллионы рублей, в домах установлены приборы учета, энергоемкость ВРП неуклонно снижается и к 2020 году, как того требует президент страны, уменьшится на 40 процентов от уровня 2007 года. Вы в это не верите?

В России усилят пропаганду энергосбережения

Людмила Акшенцева: Я по натуре оптимист и всегда верю в лучшее. Надеюсь, общими усилиями мы достигнем цели. Но пока, к сожалению, реальная картина существенно отличается от официального отчета. Мы ведем мониторинг и знаем, как на самом деле обстоят дела. Возьмем установку общедомовых приборов учета в многоквартирных домах. Департамент отчитывается, что установлено почти 100 процентов приборов учета тепла, правда, с оговоркой: только в домах, где имелась для этого техническая возможность. Я считаю такую информацию необъективной. Во-первых, непонятно, почему принято решение устанавливать приборы учета только в тех домах, где есть техническая возможность. Во-вторых, кто определил, что ее нет? Я сама живу в таком доме в центре города, где якобы нет техусловий. Мы специально проверили: в подвале можно установить счетчики. Но наш дом не попал ни в программу установки приборов учета, ни в программу капремонта, в рамках которой предусмотрено обязательное "оприборивание". Если внимательно посмотреть, то счетчики установлены в домах поновее, которые выбрала сама генерирующая компания. А что делать с остальными, в которых по закону тоже должны стоять приборы учета? Управляющие компании не хотят брать на себя эти обязательства. Между тем таких домов в области около 40 процентов. Можно ли тогда говорить о стопроцентном выполнении задачи?

Замечу, установка прибора учета - это не технология и не метод энергосбережения, это лишь стимул к экономии энергии и средств. Счетчик позволяет постоянно отслеживать расход ресурсов, посчитать, насколько можно еще сократить потребление, чтобы меньше платить. Либо выявить утечки воды или несанкционированные подключения.

Нет стимула

А как обстоят дела в бюджетной сфере и на промышленных предприятиях?

Людмила Акшенцева: Все зависит от конкретного руководителя и ответственного специалиста. Так, одно из промышленных предприятий Курганской области, где мы проводили обследование, теряло в год до 12 миллионов рублей только из-за того, что служба главного энергетика не выполняла свои обязанности. Она должна была анализировать, как работает оборудование, сколько оно потребляет электричества, предлагать варианты изменения режима работы, замены оборудования на более эффективное и т.д.

Вообще-то, хозяйствующие субъекты в большей степени заинтересованы в экономии, чем бюджетные организации. На многих заводах доля затрат на энергоресурсы на единицу продукции составляет до 55 процентов себестоимости, а кое-где и все 75, поэтому снижение издержек для них - одна из главных задач. От ее решения зависит конкурентоспособность и улучшение финансовых показателей. Бюджетные учреждения менее мотивированы.

Почему? Насколько я знаю, бюджетникам даже премии дают за экономию ресурсов.

Людмила Акшенцева: Да, на областном уровне и в городе Кургане еще в 2011 году приняты направленные на это нормативно-правовые акты: все, что сэкономлено свыше пяти процентов от установленных лимитов потребления энергоресурсов, должно направляться на мероприятия по оптимизации энергопотребления и поощрение работников (50 на 50). Но эта система, по сути, пока существует только на бумаге. Надеюсь, Катайский район покажет пример. Там этот механизм недавно запустили и взялись за дело серьезно. Мы рассчитываем уже в конце первого полугодия увидеть результаты.

Вообще, если говорить о нормативных актах Курганской области в части энергосбережения, то в большинстве своем они носят декларативный характер. Например, областной департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики в 2011 году принял положение о конкурсе на лучшее муниципальное образование по решению проблем энергосбережения. Положение есть, а конкурса так и нет. Или взять конкурс среди молодежи, который будет проводиться нынче уже в четвертый раз. Мне прямо говорят: тебе надо, ты и проводи. А у нас денег нет. Но как же тогда формировать бережное отношение к энергоресурсам?

А сама область участвует в федеральных конкурсах, чтобы получить софинансирование?

Людмила Акшенцева: Только один раз регион получил 18 миллионов рублей субсидий на реализацию программы энергосбережения и повышения энергоэффективности. В прошлом году, например, можно было получить до 100 миллионов, но не смогли качественно подготовить заявку и выполнить все условия программы.

Деньги в топку

Бывает, сэкономить не получается по объективным причинам. Например, в районах постоянно жалуются на плохое качество угля.

Людмила Акшенцева: Да, есть такая проблема, и она касается не только угля, но и другого завозного топлива. Например, по данным нашей лаборатории, в прошлом году из проверенного общего количества некондиционными оказались почти 51,4 процента дизтоплива, 100 процентов мазута, 61 процент угля. Бытует мнение, что в муниципальных образованиях нет денег на дорогой качественный уголь, поэтому приходится брать то, что предлагают, а если еще и с отсрочкой платежа, то вообще прекрасно. С этим можно согласиться, но, как говорится, скупой платит дважды. К примеру, к нам обратился за экспертизой глава одного из сельсоветов Юргамышского района: согласно тендерной документации калорийность угля должна быть 4900-5100 килокалорий на килограмм, а реально - 2500. Наши специалисты посчитали и объяснили, что такой уголь в котельной сожгут за месяц, а высококалорийного хватило бы на весь отопительный сезон. Вот что значит иметь информацию о качестве.

Но в Курганской области нет действенного механизма контроля качества топлива, приобретаемого для государственных и муниципальных нужд. Надзорные органы проверяют все энергоресурсы только на безопасность. Между тем еще с 2008 года мы с департаментом экономики настаивали, чтобы в тендерную документацию включались параметры качества всех видов энергоресурсов. Однако в 2014 году только два предприятия заключили договоры на проверку качества угля, а по жидкому топливу - ни одного. Так что жаловаться муниципалитетам не на кого, а проигрывает в итоге бюджет.

Отмечу, что одна организация смогла в этом вопросе навести порядок - это управление федеральной службы исполнения наказаний. Мы вместе отработали механизм включения в тендерную документацию требования не только предоставлять документы, подтверждающие качество топлива, но и производить отбор совместно с заказчиком.

Вероятно, в районах просто не хватает специалистов, способных вникнуть во все тонкости.

Средний Урал сможет экономить четверть энергоресурсов

Людмила Акшенцева: Да, это так. Но, повторюсь: там, где люди по-настоящему заинтересованы, дело идет. Сейчас не проблема при необходимости привлечь специалистов со стороны. Простой пример: в одном из сельсоветов Варгашинского района удалось снизить годовое потребление тепловой энергии на 17 процентов в результате пересмотра договора с теплоснабжающей организацией. По деньгам это вроде бы немного - чуть более 15 тысяч рублей в год, но для маленького сельсовета сумма существенная.

А вот другой пример. В одном из районов Зауралья провели тендер, закупили котел для школьной котельной. Установили. А школа замерзает. Сделав замеры, выяснили, что новый котел не рассчитан на двухэтажное здание. Администрация подала в суд, но доказать, что поставлен не тот котел будет очень сложно, потому что в тендерной документации допущена техническая неточность, которой поставщик и воспользовался. Так что цена ошибки специалиста при формировании техзадания может оказаться очень высокой.

Может ли ваше учреждение помочь изменить ситуацию с энергосбережением в регионе? Или вы только ведете мониторинг?

Людмила Акшенцева: Полномочий кого-либо наказывать у нас нет. Мы подведомственны Министерству энергетики РФ и действительно занимаемся только мониторингом и различного рода экспертизами. Но, уверяю вас, это тоже очень серьезная и большая работа. Раз в квартал мы направляем информацию губернатору, в областную Думу, а если вскрываются вопиющие факты, то и в прокуратуру. В прошлом году прокуратура дважды обращалась в суд с исками к предприятиям ЖКХ, не имевшим запасов топлива. Несколько дел было возбуждено по поставкам некачественного топлива.

А кто конкретно отвечает за реализацию программы энергосбережения и энергоэффективности в Курганской области?

Людмила Акшенцева: Да в том-то и дело, что никто. В программе написано: ответственный исполнитель - департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области, между тем никакой ответственности не предусмотрено. Ну, не выполнит область эту программу - напишут следующую. Правда, в департаменте тоже признают этот недочет и сейчас мы совместно пытаемся исправить ситуацию.

Энергетика Курганская область Урал и Западная Сибирь