12.03.2015 12:00
Культура

Петербургская актриса Фаина Костина рассказала, как стала Чебурашкой

Актриса Фаина Костина рассказала об историях кукольных персонажей
Текст:  Светлана Мазурова (Санкт-Петербург)
Российская газета - Неделя - Северо-Запад: №51 (6622)
Народная артистка России Фаина Костина служит в петербургском Театре марионеток уже 55 лет. Ее учителем был сам Евгений Деммени, основатель первого государственного профессионального кукольного театра страны.
Читать на сайте RG.RU
Актриса Театра марионеток имени Деммени Фаина Костина
В Псковский драмтеатр привезут лучшие спектакли из Швеции

Кого только не сыграла Фаина Ивановна за это время: Чиполлино, Лису Алису, Маленькую Бабу-ягу, Тильтиля, Царицу-мачеху, Королеву и даже Свинью-копилку... Автор книги "Крокодил Гена и его друзья" Эдуард Успенский очень любил ленинградский спектакль "Чебурашка", в одном из них даже исполнил роль Ведущего. Молодую актрису Фаину Костину он окрестил "первым Чебурашкой Советского Союза". Титул прижился.

Фаина Ивановна, когда в театре появился Чебурашка?

Фаина Костина: В театре всегда ведется поиск увлекательных пьес. Для Деммени писали Маршак, Шварц, Каверин. А в 1968 году к нам попала книжка Эдуарда Успенского. Мы прочитали ее и загорелись: такой замечательный персонаж - Чебурашка - непременно должен поселиться в нашем доме! Хорошие мысли в книге - о дружбе, доброте, необходимости взаимопонимания. И много юмора, тонких лирических сцен.

Режиссер Виталий Ильин разы-скал Успенского и пригласил в театр. Молодой талантливый писатель сказал нам категорически: "Я пьес писать не умею". "Ничего, научим!" - заверили мы. И началась работа.

Я любила эту роль. Кукла Чебурашка была очень хороша - из прекрасной шерсти, с лучезарным взглядом. Художник-скульптор Маргарита Скрипова-Ясинская вложила в нее свою душу! Спектакль пользовался огромным успехом у зрителей, выдержал две редакции, билетов было не купить.

Говорят, коллекция петербургского Театра марионеток уникальна...

Фаина Костина: Я уверена в этом. Около 300 кукол, созданных в 1920-1950-е годы при Деммени замечательными мастерами, имеют бесспорную художественную ценность.

В этой гостиной - персонажи, с которых все началось (куклы выставлены в окне, выходящем на Невский проспект. - "РГ"). В 1923 году Евгений Сергеевич купил сундук с куклами. Он увидел это чудо в витрине "Магазина случайных вещей" (так раньше называлась комиссионка), прогуливаясь по Невскому проспекту. 18 французских кукол - персонажи театра "Гиньоль". Сундук он принес в клуб, где вел занятия драматического кружка с молодыми рабочими. Вдохновившись идеей Евгения Сергеевича о создании кукольного театра, кружковцы сделали в 1924 году первый спектакль - "Арлекинада".

Марионетка - кукла непростая, капризная, она не терпит суеты, растрепанных нервов, даже может отомстить

Деммени с детства был очарован куклами. Когда ему было пять лет, мама возила его в Париж, где он впервые увидел петрушечный театр и полюбил его на всю жизнь.

Так же происходило со всеми, кто приходил в его театр. Так случилось и со мной. Актеры, которых я увидела, когда поступила в театр, были красивые и безумно талантливые. Могли не только виртуозно владеть куклами, но еще и петь, писать музыку, играть на разных музыкальных инструментах, были великолепными рассказчиками, обладали чувством юмора.

Ваша первая роль?

Фаина Костина: В первый год я ввелась почти в весь репертуар. Играла Редиску, симпатичную подружку Чиполлино, а через полгода - уже самого Чиполлино. Любила свою девочку Олю в спектакле "Колосок - волшебные усики", крохотную Птичку-невеличку в пьесе "Мичек-Фличек". Деммени дал мне Красного лилипута в "Гулливере". Кто только не получал эту роль, а для меня она стала первой. С выхода этого лилипута начинался спектакль, с его слов: "Смотри, какой верзила, лежит гора горой..."

В Петербурге отметят 30-летие спектакля Додина "Братья и сестры"

До сих пор помните?!

Фаина Костина: Я вообще все роли в том спектакле знаю наизусть.

Кто сегодня ваши персонажи?

Фаина Костина: В премьерном новогоднем спектакле "С днем рождения, Дед Мороз!" мне досталась мудрая Змея. В "Гулливере" теперь играю королевского министра Флимнапа, подхалима, толстенького и вредного. У нас в репертуаре задержался и великолепно проходит спектакль "Муха-цокотуха", там я играю - сейчас перечислю - Таракана с банджо, Паука-фотографа, Блоху-балерину, Козявку, Бабочку-красавицу и даже частично Муху, в двух сценах.

Я - счастливая актриса. У меня всегда были прекрасные партнеры по сцене и талантливые режиссеры.

Почему же так мало театров, работающих с марионетками? Ваш в стране долгое время был единственным...

Фаина Костина: Марионетка - кукла сложная, требует особого подхода. Скульптор вырезает куклу, артист должен вдохнуть в нее жизнь, найти пластику. Каждый раз - с нуля, с белого листа. Главный инструмент - вага (кстати, это изобретение наших актеров), от которой идут нити. Конечно, есть навыки, знания - куда какая нить идет, но найти характерную походку, заставить куклу двигаться осмысленно, чтобы она думала, переживала, брала какие-то предметы, - это мастерство. Нужно отцентровать куклу. Актер создает иллюзию живого существа, ищет его характер. Иногда вместе с механиком. Марионетка - кукла непростая, капризная, она не терпит суеты, растрепанных нервов, даже может отомстить... Как? Ниткам свойственно вытягиваться (куклы тяжелые), и тогда они станут ходить не так, как ты хочешь. Скажем, подволакивать ногу. Поэтому перед каждым спектаклем обязательно нужно проверять состояние марионетки - не ослабли, не перетерлись ли нити. Не дай бог, порвутся!

Александру Ширвиндту в Петербурге вручили премию "Фигаро"

У меня был печальный случай. Шли отчетные гастроли в Москве, серьезные, с круглым столом, обсуждением спектаклей. Играем "Как тебя зовут?". Мой персонаж - Заяц. Вдруг вижу - у него нога болтается, нитка оторвана, а подвязать ее нет ни одной секунды. Высоченная подвязка, длина ниток - три метра. Я работаю, а слезы капают прямо на Зайца. Придумала ему другую походку: он у меня скакал на одной ноге. В конце первого действия, когда Заяц с котенком Мурзиком, подружившись, уходят вдаль, всегда были аплодисменты. Живописная картинка: трогательные спины, герои чеканят шаг под музыку, Заяц играет на трубе, котенок колокольчиками звенит. Это завораживало. А тут финал получился несколько другим. Из положения я вышла, но это стоило нервов.

Ваши куклы время от времени выезжают из театра, путешествуют...

Фаина Костина: Где только они не побывали! Например, в 1928 году на международную выставку "Экспо" в Париж поехали куклы из спектакля "Кошкин дом". Пьесу написали Маршак и Васильева. Причем это был первый оперный спектакль в куклах. А в 1958 году три марионетки из спектакля "Школяр в раю" работы художника-скульптора Марии Артюховой получили серебряную медаль на международной выставке игровых кукол в Брюсселе. Обо всех экспозициях я рассказывать не буду, скажу только, что в этом сезоне наши куклы уже побывали во Фрибурге - выставлялись в Швейцарском музее марионеток и в Милане - экспозиция размещалась в галерее "Пикколо Театро Грасси".

Театру Деммени уже 96 лет. Сколько поколений зрителей выросло на его спектаклях!

Фаина Костина: Мы воспитываем пятое поколение зрителей. Помню, в 1980 году мы устроили выставку в Манеже, и я увидела, как пожилая женщина разглядывает кукол и... плачет. Оказывается, она вспомнила, как водила в наш театр своих учеников, как приветливо встречал зрителей в фойе Евгений Сергеевич - всегда элегантный, в костюме, белой рубашке, галстуке-бабочке. На выставке наших кукол в Тель-Авиве несколько лет назад, увидев Чебурашку, многие зрители плакали, рассказывая, что их дети выросли на этом спектакле и даже меня в нем помнят. Приятно, что скрывать.

Справка "РГ"

200 ролей сыграла Фаина Костина за 55 сезонов в Театре марионеток.

О Деммени и его театре

Фаина Костина: Евгений Деммени притягивал талантливых людей. Известный художник-иллюстратор Николай Кочергин оформил спектакль "Гулливер в стране лилипутов". Это было в 1928 году, его куклы, вырезанные из дерева, до сих пор живы. Выдающийся художник Татьяна Бруни оформила у нас много сложных спектаклей - "Проказницы Виндзора", "Лекарь поневоле", "Золотой ключик", "12 месяцев" и другие. Всегда интересно, с выдумкой. Просчитывалось все до мелочей. Татьяна Георгиевна работала в Кировском (Мариинском) театре, в Малом оперном (Михайловском), в театрах других городов. Помню, как она говорила мне: "Деточка, я так люблю ваш театр! Я здесь не устаю, я у вас отдыхаю".

К Деммени часто приходили интересные люди: художники, педагоги, режиссеры Николай Акимов (Театр комедии), Александр Брянцев (основатель Ленинградского ТЮЗа), Симон Дрейден (театровед, критик), бывали артисты Театра комедии, Александринки. В этом здании театр находится 77 лет, его выбрал сам Деммени. Как истинный петербуржец - в самом центре города, на пересечении Невского проспекта и Садовой. И у дома есть история: он был построен еще в первой половине XVIII века. Тут в гостях у Ивана Шувалова, первого мецената России, фаворита Елизаветы, бывали Ломоносов, Сумароков, Державин...

Кстати

13 марта в Театре марионеток имени Деммени состоится юбилейный вечер "55-й сезон Фаины Костиной".

Драматический театр Санкт-Петербург Северо-Запад