ЧП случилось на путях необщего пользования, и допустившим столкновение составом управляла локомотивная бригада транспортно-экспедиционной компании, принадлежащей угольщикам. Машинисты без всякого согласования с диспетчером проследовали на станцию Пестерево, "взрезав входной стрелочный перевод, на котором был допущен саморасцеп", из-за чего с рельсов сошли 26 вагонов, 16 из которых опрокинулись в кювет, а уголь высыпался. После этого состав, оказавшийся на другом пути, на большой скорости влетел в хвост другого поезда. Машинист и его помощник, которые находились в локомотиве-толкаче, прицепленном позади состава, поняв, что столкновение неизбежно, выпрыгнули из кабины на ходу. Это спасло им жизнь. Жертвами же аварии стали их коллеги - бригада, управлявшая аварийным составом. Помощник машиниста погиб на месте, а машинист был с тяжелыми травмами доставлен в больницу.
По предварительным данным, в результате инцидента с рельсов сошло в общей сложности 39 вагонов. Возбуждено уголовное дело по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека" (часть вторая статьи 263 УК РФ). Одна из основных версий происшествия - отказ тормозной системы локомотива поезда, взломавшего стрелку. В то же время следствию предстоит установить, в каком состоянии находились члены этой локомотивной бригады, не подававшие в ходе движения предупредительных сигналов.