Колония-поселение - первый круг пенитенциарного чистилища. Сюда попадают осужденные за мелкие и неумышленные преступления: ДТП, неуплату алиментов, первые кражи. Колонисты могут получать сколько угодно посылок, видеться с родственниками хоть ежедневно, носить обычную одежду. На стенах нет колючей проволоки, а по углам - вышек с вооруженными часовыми. И все же это колония.
- Смысл наказания не в колючей проволоке, применении наручников или резиновых палок, а в соблюдении определенных правил. При появлении человека в форме осужденный должен встать и поздороваться. Он не может выйти за территорию, когда ему хочется, лечь спать днем, должен перемещаться и жить по установленному распорядку, - рассказал начальник КП-10 Александр Барышников.
По его словам, залог спокойствия в колонии и правильного понимания осужденным своей миссии в человечном отношении со стороны администрации. "Главное средство воздействия - слово, - несколько раз повторил начальник учреждения. - Если прессовать, так разбегутся все: летом каждый день по 300 человек уходят в поля на работу. Каждый имеет при себе деньги, а такси до Воронежа стоит 160 рублей". Спецсредства: наручники, палки и газ, - здесь применяются редко. Три раза за 2014 год, в нынешнем ни одного. А побегов из "десятки" не было уже лет 10.
- Лагерь знает, что администрация не чавкает у котла осужденных, - пояснил Барышников. В колонии есть система социальных лифтов: кто хорошо работает и достойно себя ведет, перемещаются в лучшие условия: комнаты на четыре человека, рекреация с аквариумом, свой душ и хорошие шансы освободиться досрочно. Кто ведет себя плохо, едут в другую сторону вплоть до штрафного изолятора.
На площади между отрядами и столовой - фонтан: скульптура над чашей похожа на идола с острова Пасхи, но с кувшином в руках. Фотограф Игорь Филонов предположил, что это Бахус - раньше в "десятке" располагался ЛТП. За забором начинается мешанина колючей проволоки, трубы и вышки соседней колонии строгого режима № 3. Обитатели двух зон не встречаются - не положено, - но согласно местной легенде в лечебно-трудовые времена из "десятки" на "тройку" перебрасывали сахар, а обратно - самогон.
История съемок фильма "Руфь" тоже не обошлась без экономической махинации. В главной роли режиссер непременно хотел снять Анни Жирардо, но для приглашения французской знаменитости требовалась соответствующая ее статусу сумма, которую Госкино предоставить не мог. Ахадов вышел на немецкого коллекционера оружия, которому позарез нужен был танк Т-34. Тот согласился дать 100 тысяч долларов при условии, что киношники добудут ему вожделенную боевую машину.
- В общем, Жирардо мы пригласили, а танка немец так и не получил, - развел руками Ахадов. Зал оживился.
Фильм о французской пианистке Мари Ламбаль-Булатовой, в 30-е годы вышедшей замуж за советского дипломата и уехавшей с ним в СССР. Вскоре после возвращения дипломата расстреляли, а Мари отправили в лагерь, как жену врага народа. Все годы в неволе пианистка тренировалась на доске с нарисованными клавишами, а после освобождения осталась в Новосибирске, несмотря на предложение покинуть страну.
- Мне понравилась ее стойкость и стремление не терять профессионализм, - рассказал после сеанса липчанин Владимир, отбывающий под Воронежем срок за ДТП с погибшим. - Мне повезло: я на воле был автослесарем и здесь устроился по профессии, ремонтирую сельхозтехнику. Условия нормальные, можно спортом заниматься - чем я и пользуюсь с удовольствием.
Осмотрев колонию, отведав в пекарне свежего хлеба и пообщавшись со осужденными, Валерий Ахадов признался, что ему тяжело смотреть в глаза зрителям.
- Каждая такая поездка - потрясение. А еду я за состраданием. Все-таки в фильме этом есть правда и что-то им в душу западает, - сказал режиссер.