17.03.2015 20:25
Культура

Селфи-штативы признали опасными для музеев

ГМИИ начинает борьбу со смартфонами
Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №56 (6627)
Есть ли у вас селфи-палочка? Нет, это не совсем палочка-выручалочка, хотя можно назвать ее и так. На самом деле это держатель для смартфона, который позволяет сделать нормальное фото себя самого, не с перекошенной физиономией (в этом может быть свой кайф, но не о радостях оптических эффектов сейчас речь), не с расстояния вытянутой руки, а, скажем, с полутора метров… Расстояние, естественно, можно отрегулировать. При этом не надо, извиняясь, просить незнакомых людей помочь со снимком…
Читать на сайте RG.RU

В общем, эта селфи-палочка стала яблоком раздора. Первыми сошлись в дискуссиях психологи и родители маленьких детей. Не совсем младенцев, а тех, которые, еще не научившись ходить, научились делать селфи с помощью волшебной селфи-палочки. Ну, и родительского телефона, разумеется. Психологи бурно обсуждают, как скажется этот опыт на дальнейшем развитии детей. Не вырастут ли дети слишком нетерпеливыми, привыкнув получать немедленный результат? И как все скажется на их идентификации? Родители тем временем радуются достижениям своих чад и доказывают, что дети вообще интересуются своими отражениями… Любой психолог вам расскажет про "стадию зеркала" по Лакану и как она важна для идентичности человека. А любители кино могут вспомнить документальный фильм Виктора Косаковского, как ребенок впервые узнает свое отражение в зеркале. Тем не менее, споры продолжаются.

Селфи-стикеры заняли место смайликов в сообщениях

Но теперь страсти вышли за рамки детской и достигли …музейных залов. После того, как люди вырастают из ползунков, они склонны снимать себя не где попало, а на достойном фоне. Одно дело вы снимаетесь на фоне крутой машинки в пустом автосалоне, причем так, чтобы возникало впечатление, что, скажем, mazerati - ваше последнее нескромное приобретение (до кризиса, разумеется). Другое дело - во флорентийской галерее Уффици или в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Собственно, американцы, похоже, первыми столкнулись в музеях с очередным витком гаджетомании - в виде монопода для смартфона. Дело в том, это приспособление, при всех его плюсах, теоретически может оказаться опасным для экспонатов. Да и другим людям съемка нон-стоп внутри экспозиции может помешать. В общем, в МоМА, Смитсоновском институте дизайна, за ними и в французском Версале использовать селфи-палочку в залах запретили.

Дескать, во дворике музея - пожалуйста, а рядом с экспонатами - ни-ни.  Разумеется, счастливые обладатели моноподов рвут и мечут, отстаивая свое право фотографироваться, где захочется. Себя снимаю - где хочу и как хочу. И некоторые из них не прочь заметить, что для того, чтобы отломать ногу гипсовому "Пьяному сатиру" XIX века в миланской Академии художеств, ретивому "селфиману" никаких селфи-палочек не понадобилось. Дело не в палочке, а в том, как ее используют. В этом есть своя логика. Но музейщики не то, чтобы глухи к логике, они - как люди искусства - обладают богатым воображением, а многие из них - еще и жизненным опытом. Опыт и воображение им подсказывают, что если в залах появится один любитель селфи с монопода, то через месяц (крайний срок - через полгода) посетитель без этой селфи-палочки будет уже выглядеть как динозавр в музее - одиноким и странным раритетом, на которого все будут глазеть с сочувствием и неподдельным интересом. Ну, а если все будут ходить с селфи-палками и все при деле, то это будет уже не музейный зал, а нечто среднее между фотостудией и площадкой для мини-гольфа.

Вслед за западными музеями встревожились и наши художественные институции - пока слышно о том, что в превентивных целях селфи-палки запрещено использовать в Третьяковской галерее и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Школьник едва не погиб, пытаясь сделать селфи

Что касается самих селфи (без палок, попрошу заметить), то к ним музеи относятся вполне лояльно. А ГМИИ им. А.С.Пушкина предложило использовать селфи на фоне копий ассирийских крылатых быков шеду - для выражения протеста против разрушения этих древних каменных красавцев в Нимруде и Мосуле. Шеду - мифологические персонажи, которых в древней ассирийской культуре рассматривали как хранителей человека. Шеду, крылатые быки с головой человека, стояли десятки столетий на страже ворот города Нимруда. Руины этого древнего города сравняли с землей боевики "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ) в прошлом месяце. А заодно и ворота другого города - Ниневии, остатки города Дур-Шаррукин, древние клинописные таблички и скульптуры, барельефы со сценами из жизни ассирийских царей из музея Мосула, тысячи книг. Памятники одной из самых древних культур на земле, от которой мы, например, унаследовали неделю из семи дней (а не из десяти, скажем), объявлены "ложными идолами". Знакомый до боли сюжет, не правда ли? Так вот, ГМИИ им. А.С. Пушкина предлагает посетителям выразить свое отношение к варварскому разрушению важнейших памятников древней культуры Месопотамии (сейчас - территория Ирака и Сирии). Для этого нужно только сфотографироваться в музее на фоне скульптуры шеду (или просто сфотографировать копию этих памятников в музее) и выложить снимок в соцсетях с тегом #savetheshedu.

Ну, а селфи-палочки, если вы уж их прикупили, пригодятся непременно, но не в музейных залах. Мест, где можно сделать отличные селфи, полно. И в конце-то концов, что важнее в селфи - автопортрет или фон?

Прямая речь

Анна Трапкова, зам. директора ГМИИ им. А.С.Пушкина по развитию:

К тому, что люди снимают себя в залах музея, мы уже привыкли. В прошлом году появились посетители с моноподами - это штативы для смартфонов. Человек, делающий селфи, естественно, занят, прежде всего, собой. А если он делает снимок с помощью селфи-стика, который раздвигается на длину до метра, то всегда есть опасность задеть витрину или повредить экспонат. Поэтому запрет на использование моноподов в музее - вынужденный шаг. При этом обычная любительская съемка в залах постоянной экспозиции у нас разрешена.

Музеи и памятники