Впрочем, исполняющий обязанности главы Ленинского района Олег Хромов уверен: все еще можно поправить. О перспективах муниципалитета - краткосрочных и не очень - он рассказал журналисту "РГ".
Олег Владимирович, вы возглавили Ленинский район 25 декабря прошлого года - в самые предновогодние хлопоты. Что сделали в первую очередь?
Олег Хромов: Объявил коллективу администрации: я ничего не ревизирую и никого не критикую. Замораживаю ситуацию, как она есть, и начинаю разбираться в каждом вопросе с чистого листа. И подписал бюджет, который к концу декабря все еще не имел официального статуса. Причем подписал не глядя. Потому что если бы начал размышлять и анализировать, бюджетники остались бы без новогодних премий. А район в первые послепраздничные дни утонул бы в снегу. Ни одного конкурса на очистку дорог в сельских поселениях проведено не было, их и нельзя было провести при неподписанном бюджете.
Но теперь вы осмотрелись, вникли в проблемы. Критиковать уже можно?
Олег Хромов: Проще всего прийти и начать махать шашкой, крича, что раньше тут все было неправильно. Но за амбициями надо видеть людей. Нет, я набрался внутреннего мужества и решил для себя, что критики не будет. Не скрою, во многих вопросах мне сложно, я не участвовал в формировании бюджета на 2015 год, не принимал решений по перераспределению полномочий между районом и поселениями. Но микроклимат внутри муниципалитета уже удалось урегулировать, что позволяет мне с большой долей уверенности говорить, что мир на земле Ленинского района будет.
А есть ли уже понимание, за какие экономические рычаги надо дергать, чтобы в Ленинском районе были не только мир, но еще и хлеб-соль на столах у жителей?
Олег Хромов: Есть программа развития района, разработанная как на основе личных впечатлений от поездок по поселениям, так и по пожеланиям жителей. Удивительно, но самый большой запрос от населения был даже не на дороги, хотя сегодня в час пик выехать из города Видное проблематично, и не на новые рабочие места, хотя почти 50 из 85 тысяч экономически активного населения района ездят на работу в Москву и Домодедово. В первую очередь люди просили благоустроить зоны отдыха в скверах и парках. У нас же большая рекреационная зона, в некоторых поселениях до 70% территории занимают леса. Только заходить в них страшно, особенно зимой. А благоустроить прилегающие к жилым домам лесные массивы мы не можем - не наша зона ответственности. Поэтому будем просить областное правительство передать леса в пользование муниципалитета, чтобы начать плановые работы по благоустройству и созданию парков.
Зачем вам при дотационном бюджете дополнительная зона ответственности?
Олег Хромов: Создание парка в городской черте требует не таких уж непосильных затрат. Ленинский район очень спортивный, многие жители дружат с лыжами, а ни одной освещенной лыжни ни в городе, ни в поселениях нет. Бюджет не разорится, если каждый год будет появляться по одной лыжне, которая летом станет благоустроенной прогулочной зоной с фонарями, лавочками и велодорожками. К тому же я считаю своей профессиональной задачей вывести район из разряда дотационных.
Каким образом?
Олег Хромов: Увеличением доходов и оптимизацией расходных обязательств. Других рецептов для этого нет. Район стал дотационным чисто математически - львиная доля доходов ушла вслед за крупными налогоплательщиками в Москву, при этом население Ленинского района, которое нужно обеспечивать социальной инфраструктурой, уменьшилось лишь на треть. Я убежден, что главным аспектом экономики является не ВВП, не товарооборот и не экономический оборот - это все статистика, а то, сколько от этого оборота получил конкретный человек в виде заработной платы. Так вот по уровню средней зарплаты Ленинский район по-прежнему находится на первом месте в Московской области - 53 тысячи рублей по итогам прошлого года. На нашей территории остались предприятия, связанные с газовой отраслью, где средняя зарплата превышает 120 тысяч рублей. У нас есть совхоз имени Ленина, там тоже зарплата выше, чем средняя по району, что, кстати, абсолютно нетипично для сельхозпредприятий. То есть планка по зарплате в муниципалитете задана высокая, и новые рабочие места, которые мы намерены создавать, должны ей соответствовать.
У новых рабочих мест уже есть конкретные адреса?
Олег Хромов: Определены зоны расположения. В Видном есть градообразующее предприятие - завод "Москокс". Того объема продукции, который он производил для металлургии в советское время, сегодня не нужно. У предприятия образовалось 20 гектаров неиспользуемой территории, обеспеченной инженерными коммуникациями. Мы по договоренности с руководством завода, которому невыгодно платить налоги за пустые гектары, заявили их для передачи инвесторам. Еще одна промзона, ориентированная в основном на логистику, расположена в городском поселении Горки Ленинские. Я не считаю логистику локомотивом экономики, но учитывая, что под боком у муниципалитета с одной стороны Москва, а с другой - аэропорт Домодедово, от логистической составляющей нам никуда не деться. Попробуем поменять направленность этой промзоны на производственно-логистическую, ресурсы для развития здесь также есть. Причем приоритет будем отдавать производствам, приносящим меньший вред экологии.
А ставку на развитие сельского хозяйства вы делаете?
Олег Хромов: Главная проблема наших сельхозпроизводителей в том, что они зажаты в территориальном развитии отсутствием земли. Тот же совхоз имени Ленина - очень ответственный собственник, рационально использующий каждую сотку своей территории. Он бы и рад увеличить посевные площади или поголовье коров, но на одну фуражную корову нужен гектар новой земли. При этом в районе имеется около 650 гектаров неиспользуемых сельхозугодий. В конце этого года истекает трехлетний срок их проверок, после которого можно ставить вопрос об изъятии участков у нерадивых собственников и передаче их тем, кто готов и хочет возделывать землю.
Сколько рабочих мест нужно создать, чтобы район ликвидировал или хотя бы существенно уменьшил дотационность бюджета?
Олег Хромов: Чем больше, тем лучше. Реально за несколько лет сможем создать порядка 3 тысяч. Примерно половину из них дадут крупные торгово-развлекательные центры, которые либо уже строятся, либо находятся в стадии проектирования. Но я говорю откровенно: такого количества рабочих мест, чтобы все экономически активные жители Ленинского района работали рядом с домом, здесь никогда не будет. Основными точками притяжения труда так и останутся Москва и Домодедово. По той же самой причине - нет территории для развития. Варианты строить заводы рядом с жилыми домами или вырубать под создание производств леса мы не рассматриваем.
Может, тогда стоит рассмотреть вариант снижения объемов жилищного строительства? Сколько разрешений застройщикам вы подписали за неполные четыре месяца работы?
Олег Хромов: Ни одного. И уже не подпишу. С 1 января 2015 года полномочия по выдаче строительных разрешений ушли из муниципалитетов на областной уровень. Но! К вводу в этом году у нас заявлено порядка 850 тысяч квадратных метров жилья. В 2016-м должно быть построено 1,1 миллиона квадратов, еще через год - 1,2 миллиона. На все это разрешения были выданы ранее. Говорите, прекратить строить? Но если дома строятся по 214-му федеральному закону и уже начато привлечение средств граждан, мы тем самым породим обманутых дольщиков. Которых, к слову, сейчас в Ленинском районе нет. Здесь нужно быть очень осторожным. Безусловно, по портфельным объектам возможны какие-то корректировки, но теперь это уже прерогатива области.
Однако же если все заявленные к вводу миллионы квадратных метров будут построены, требовать детские сады, поликлиники и дороги новоселы придут не к области, а к вам.
Олег Хромов: Думаю, по социальной инфраструктуре мы сможем добиться баланса. Не за один год, но сможем. У меня весь коллектив этим заражен - хотим, чтобы и мест в детсадах хватало на всех, и в школах была только первая смена, чтобы появились центры досуга для детей и взрослых, особенно в новых микрорайонах. И у застройщиков есть понимание - они уже начали строительство пяти детских садов. В этом году в Видном появится школа на 1000 мест, в следующем - еще одна. Строится школа в Булатниковском поселении и пристройка к школе в Развилковском. Я каждый социальный объект поставил на индивидуальный контроль. Что касается транспортной доступности, то в ближайшее время мы разработаем схемы дорожного движения, которых нет в большинстве поселений. А без них невозможно составить перспективный план решения дорожных проблем. Пока совершенно очевидно, что нужно строить съезды из новых микрорайонов на федеральную трассу М-4 "Дон". Причем строить быстро, иначе центральные улицы Видного, являющиеся транзитными для жителей новых микрорайонов, попросту встанут. Первое примыкание к М-4 сделаем в следующем году. А дорогу, по которой вы к нам приехали, - в этом.
Олег Хромов, 41 год. Закончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова и Финансовую академию при правительстве РФ по специальности "финансы и кредит". Лауреат всероссийского конкурса "Лучший муниципальный служащий". Преподает курс по экономической политике города и управлению городом в чрезвычайных ситуациях в Домодедовском филиале РГГУ.
С 2006 года работал первым заместителем руководителя администрации городского округа Домодедово, курировал вопросы экономики, финансов, недвижимости, поддержки предпринимательства, муниципального заказа и налоговой политики. В декабре 2014 года по предложению губернатора Подмосковья Андрея Воробьева возглавил Ленинский район.