Как сократить преступность, но при этом сделать борьбу с ней более эффективной, но менее затратной? Этот вопрос, похоже, ставится сегодня во главу угла продолжающейся реформы судебной системы. Последняя по-прежнему остается предметом жесткой критики как со стороны властей, так и простых граждан, убежденных, что Фемида по-прежнему несправедлива, а по отношению к взяточникам и мздоимцам неоправданно мягка.
Именно коррупцию экспертные круги называют главным бичом судов республики. "С этим явлением необходимо бороться особо жестко, но действующее законодательство не позволяет сделать это, - сетует лидер парламентской фракции "Ата Мекен" депутат Омурбек Текебаев. - Недавно руководитель одной из энергетических компаний попался на взятке в 10 тысяч долларов. На суде он признался в получении денег за продажу 15 миллионов киловатт-часов в Казахстан. Суд назначил ему штраф в пять тысяч долларов. Получается, что он просто отдал половину взятки и остался в прибыли".
Чтобы подобного не происходило, эксперты и парламентарии предлагают изъять из законодательства нормы, которые позволяют судам проявлять мягкость в отношении коррупционеров. Одно из таких предложений касается амнистии. Ее как понятие предлагают вовсе исключить из Уголовного кодекса.
- Законодательство позволяет понимать амнистию слишком широко, - говорит доктор юридических наук Лейла Сыдыкова. - Мы предлагаем прописать принципы ее применения. Например, исключить из УК, оставив это понятие только в конституции как полномочие парламента. При этом необходимо запретить амнистировать уголовно преследуемых, как это делается сейчас, а применять этот акт только в отношении уже осужденных.
Подобная поправка, как полагают эксперты, не позволит освобождать из зала суда чиновников, подозреваемых в коррупции, как это нередко практикуется сейчас. Из Уголовно-процессуального кодекса, в свою очередь, предлагается исключить статью "Личное поручительство". Ею ранее неоднократно пользовались те же парламентарии, чтобы освободить из-под стражи фигурантов громких коррупционных дел. В нескольких случаях обвиняемые, выпущенные под поручительство, даже сбегали из страны. Не менее важная поправка в УПК, разработанная в рамках реформы, - увеличение вдвое суммы залога в отношении обвиняемых в преступлении. При этом если человек совершил тяжкое или особо тяжкое экономическое преступление, то он может рассчитывать на освобождение из-под стражи только в случае полного возмещения ущерба.
Еще одна коррупционная схема, которую часто упоминают и с которой предлагают расстаться юристы, - практика досрочного снятия судимости. Сейчас, как утверждает Лейла Сыдыкова, за определенную сумму денег в Киргизии можно добиться погашения судимости до определенного законом срока. Причем изменения будут внесены даже в базу данных, которой пользуется МВД.
Предлагаемые правовые поправки, как отмечают официальные источники, - результат совместной двухлетней работы экспертных кругов, госструктур и парламента (Жогорку Кенеша). Законопроекты внесены на рассмотрение Жогорку Кенеша и сейчас обсуждаются в профильных комитетах.
Вместе с тем
В рамках судебной реформы в Киргизии предлагают ввести институт пробации, предусмат-ривающий условную отсрочку исполнения наказания и условное освобождение от назначения наказания для граждан, совершивших мелкие преступления. Осужденный на определенный срок помещается под контроль специального должностного лица, который следит за тем, стал ли испытуемый на путь исправления.