Сегодня тульская "Катюша" переживает даже не второе, а третье рождение. Эта боевая машина ЗИС-5В с установкой залпового огня 20 лет назад была поставлена на постамент. Сейчас туляки работают в архивах в Подольске, чтобы узнать: какой боевой путь прошла "Катюша".
"Катюшу" поставили на пьедестал на въезде в Пролетарский район Тулы - именно там находится научно-производственное объединение "СПЛАВ", где разрабатывают и производят современные РСЗО.
За честь реконструировать знаменитый автомобиль боролись несколько тульских оборонных заводов. Так, первый раз - перед тем, как сделать из нее памятник, - оружие Победы восстанавливали на заводе "Штамп". Но на сей раз "Катюшу" отреставрируют по соседству с подразделениями, где создаются ее "дочки", "внуки" и даже "праправнуки".
Если двадцать лет назад она сама доехала до пьедестала, то сейчас самостоятельно проехать несколько километров до транспортного цеха "СПЛАВА", увы, не смогла. За эти годы она пережила даже пожар - вандалы разводили в ее кабине костер.
- ЗИС -5В - это модель 1944 года. Вторая такая машина есть на "Мосфильме", правда, в отличие от нашей, в хорошем состоянии. Зато наша с установкой залпового огня, - гордится уникальным экземпляром начальник транспортного цеха "СПЛАВа" Сергей Кирильцев. - "В" - означает военный. Отличие военного ЗИСа от обычного - в отсутствии передних тормозов, так что тормозить приходится еще и ручником - одновременно ногой и рукой.
Машина была сделана предельно экономично, чтобы быстро наладить промышленное производство. Кабина полностью деревянная, стоит одна фара вместо двух - не по центру, а слева, козырек, обтянутый брезентом, сиденье - лавка, деревянные же пороги. Минимум комфорта, зато реактивная залповая система из восьми направляющих до сих пор в боевой готовности.
"Катюшу" сняли с постамента в феврале. Для ее восстановления выделили специальную бригаду из пяти человек. Но работают фактически всем цехом: "То и дело кто-нибудь подходит: дайте помочь, хоть что-то покрутить, притронуться, - рассказывает замначальника цеха Андрей Козлов. - Мы с удовольствием в ней поковыряемся, чтобы получить удовольствие от прикосновения к истории". Сейчас закончили перебирать мост и полуоси. "Расшевелили" установку РСЗО - теперь вращается, поднимается, опускается. Следующий этап - запуск двигателя и формирование кабины. Во время пожара кабина внутри сильно обгорела, сгорел и деревянный руль, но зато осталась цела дверь с исторической надписью "Гвардия". Специалисты сварили для кабины металлический каркас (чтобы смогла участвовать в параде на 70-летие Победы), но обошьют "родными" досками, которые чистят, максимально стараются восстановить. К примеру, козырек, форточка - исторические, а вот руль придется поставить от другой такой же машины, примерно того же возраста (его уже нашли).
- У людей возник энтузиазм, им хочется прикоснуться к этой работе, приложить руки к этому интересному автомобилю, который в себе таит очень много подводных камней, - рассказывает Сергей Кирильцев. - Любой узел - с сюрпризом. Шпильку, чтобы отвернуть, надо приложить приличные усилия - все срывается, все в ржавчине, все элементы приходится заново выкручивать, приводить в порядок, а потом ставить по новой.
Так, в машине даже ступицы оказались приварены. Слесарям пришлось осторожно зубилом отбивать сварку, чтобы расшевелить поворотники. Зато на снарядах, как и двадцать, и семьдесят лет назад надписи: "За Родину!", "За Победу!". Система залпового огня вполне боеспособна, но вот стрелять нечем - оригинальных снарядов не найти, потому поставят точные копии.
Второй этап реставрации - покраска. В покрасочную камеру (недели через две) "Катюша" отправится уже своих ходом. Этот исторический выезд собираются смотреть чуть ли не всем заводом. А к 1 мая "Катюша" должна быть отреставрирована окончательно. Конечно, будут испытания, пробные выезды. По словам специалистов, машина такого возраста может таить еще много сюрпризов, поэтому важно обнаружить и "выскрести" их все, чтобы на параде все прошло без сучка…
Уже известно, что на параде в "Катюше" поедут двое (чтоб не было сюрпризов с тем же торможением), но кто сядет за руль раритета - пока секрет.