Действие его происходит уже во время американского военного присутствия в Афганистане. Группа молодых алмаатинских журналистов и кинематографистов отправляется в эту страну для съемок документального фильма "По дорогам Александра Македонского". Сопровождает их человек, некогда воевавший в Афганистане, потерявший там ногу. Он владеет фарси, знаком с местными нравами. Когда-то он служил в мусульманском батальоне ГРУ СССР под командованием легендарного "Кара Майора" - хотя об этом мало кто знает.
Главный герой (Сейдулла Молдаханов) немногословен, даже мрачен, как и многие, кто прошел в свое время Афган. Главному герою не дает покоя вопрос, отчего погиб когда-то его друг Андрей Островский (Денис Никифоров). На экране не появится новая версия Рэмбо. Это психологический фильм, не триллер.
- В этом фильме мы старались самовыразиться,- говорит режиссер Егор Кончаловский. - Мир монетизирован. Это привилегия - снять такое кино. Сценарий был рыхловат, но мы его переработали и смогли довести дело до конца.
Где проходили съемки?
Егор Кончаловский: В Казахстане. Съемки были с ноября по январь. В горах быстро темнело. Пока заправишь вертолет, день закончится. Топливо возили с собой.
Как подбирали актеров?
Егор Кончаловский: На съемочной площадке прошло объединение казахов и российской группы. Денис Никифоров летал на съемку в Алма-Аты. На его роль пробовался Данила Козловский, но он слишком красив. Гоша Куценко, который у меня снимался в "Антикиллере" сыграл летчика, правда, не с лучшей стороны.
Правда, что на съемочную площадку приезжал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев?
Егор Кончаловский: Да, по этому случаю мне купили костюм - так что я был первым режиссером, который снимает кино в костюме и в галстуке.
Долго длились съемки?
Егор Кончаловский: Снимали 72 дня. Раньше такие фильмы могли снимать годами… Кстати, министром обороны Казахстана оказался выпускник ВГИКа. Он отнесся к нам с пониманием, дал автоматчиков, помог.
Вы были и продюсером, и режиссером на этой картине. Результатом довольны?
Егор Кончаловский: По крайней мере разногласий между продюсером и режиссером у нас не было. Фильм пригласили на Берлинский кинофестиваль. Мы хотели попасть на Каннский - а в Канны нас не пригласили.
Почему вы назвали фильм "Возвращение в "А"?
Егор Кончаловский: Название фильму дал главный рассекреченный документ о вводе советских войск в Афганистан, оформленный в виде секретного постановления ЦК КПСС № 176/125 с названием "К положению в "А". Возвращение в "А" - это возвращение в какую-то начальную точку, возвращение в Афганистан. Сейчас востребовано развлекательное кино. Афганская тема забыта. Долгое время у нас так хотели нравится Западу, что вычеркнули эту тему. Думаю, зря.